СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проблема обучения грамматической категории вида русского глагола является важными аспектом современной методики обучения русскому языку учащихся начальной и средней кабардинской школы.
Виды глагола являются одним из наиболее сложных явлений русского языка. Между тем усвоение данной категории учащимися имеет очень большое значение для овладения русской речью, так как категория вида охватывает все глагольные формы и обусловливает их функционирование.
Сложности обучения видов глагола в национальной школе удваиваются, если русский язык и родной язык ученика относятся к разным языковым группам. Применительно к кабардинской начальной и средней школе мы не находим специальных исследований, которые посвящены этой проблематике, в связи с этим в данной статье осуществляется попытка наметить некоторые пути обучения категории вида русского глагола учащихся начальной и средней национальной (кабардинской) школы.
Лингводидактической основой данной стати послужили труды Н.З.Бакеевой, М.Х.Барагунова, А.Х. Загаштокова, Г.Г.Городиловой, Л.З.Шакировой, Н.Б. Экбы и др.
Первую попытку описать виды в этом языке сделал 1891г. Л.Г.Лопатинский. Он называет и характеризует следующие виды глагола: совершенный, потворительный (итеративный, многократный, окончательный, бесприставочный). [1]
Г.Ф.Турчанинов основными видами кабардинского глагола считает совершенный, несовершенный и начинательный вид. [2]
В кратком грамматическом очерке о кабардино-черкесском языке ясно указано: «В кабардино-черкесском языке глагол не имеет цельной грамматической категории вида, но глагол обладает рядом оттенков видового различия». [3]
Профессор Н.Ф.Яковлев также не признает видовых различий у глаголов в кабардинском языке. [4] этот вопрос не нашел никакого отражения в академической грамматике кабардино-черкесского литературного языка. [5]
Между тем, виды глаголов в языках абхазо-адыгской группы, как доказывает профессор Сердюченко «довольно разнообразны и многочисленны и выражаются они не только лексически, но и грамматически: посредством аффиксов».[6] На основании выше приведенных высказываний, можно утверждать, что для этих языков характерна такая глагольная категория вида, которая имеется в русском языке: у глаголов прошедшего времени различаются совершенный и несовершенный виды. Например, в кабардино-черкесском языке: сылажъэрт - работал, сылэжъащ - поработал.
В кабардино-черкесском языке, видовые оттенки наблюдаются и у некоторых глаголов инфинитивной формы, например: еджэн - читать, къеджэн - прочитать.
В остальных временах и наклонениях таких ясных видовых форм глагол не имеет.[7]
Сущность вида в школьном курсе русского языка раскрывается путём ознакомления учащихся семантикой глаголов совершенного и несовершенного вида.
В современной лингвистике существуют различные подходы в определении категории вида. Так, один из них основным значением совершенного вида считает обозначение внутреннего предела действия[8], другая определяет значение глаголов совершенного вида как обозначение целостности действия, а значение глаголов несовершенного вида как возможность выражения действия без подчеркивания его целостности, действия в процессе его протекания.[9]
Кроме указанных общих значений совершенного и несовершенного вида, выделяются частные видовые значения, например значения начала, мгновенности, конца действия, которые в последнее время в теории видов (аспектологии) стали называть способами действия.[10].
Как видно, в русском и кабардино-черкесском языке глагол представляют собой сходные явления: в двух языках есть лексико-грамматические способы выражения завершенности/незавершенности действия, но они, естественно, не совпадают полностью. Это, как правило, вызывает серьезные затруднения при изучении вида русского глагола кабардинскими учащимися и довольно часто проявляется в их речи.
Научить учащихся правильно употреблять в речи глаголы совершенного и несовершенного вида можно лишь в том случае, если работа по усвоению этой важной категории глагола будет проводиться на протяжении всего курса обучения русскому языку в школе и начинать задолго до изучения в курсе морфологии темы «Виды глагола».
При ознакомлении с семантикой видов в практике школ широко распространено противопоставление глаголов по признаку законченности действия у глаголов совершенного вида и незаконченности действия у глаголов несовершенного вида. Однако нельзя не согласиться с мнением рядов методистов, которые считают, что критерий законченности и незаконченности не отражает действительного соотношения и разграничения видов, что на деле оно является более сложным, что существуют и другие типичные и конкретные значения видов. К ним относятся, например, употребление глаголов несовершенного вида для обозначения действия, которое уже имело место, для указания на самый факт наличия или отсутствия действия, например: Вы читали эту книгу?- Читал.
На всех этапах обучения в основу работы по усвоению видов глагола должна быть положена коррелятивность (соотносительность) видов и изучение всех глагольных форм должно строиться на видовых парах. Нужно добиться того, чтобы учащиеся воспринимали каждый глагол в соотношении с его видовой парой и ясно представили себе различие в семантике.[11]
Закреплению этого материала будут способствовать разнообразные упражнения на нахождение глаголов того и другого вида в тексте, на выписывание глаголов с распределением их в две колонки; различные виды работы по составлению предложений с данными глаголами, с глаголами, самостоятельно подобранными учащимися.
Обучение категории вида русского глагола в начальной и средней кабардинской школе целесообразно начинать с работы над предложениями. Для этой цели вызывается к доске ученик, которому предлагается написать предложение Народы всего мира не хотят войны. Как только ученик начинает писать Народы всего мира, учитель останавливает его, вызывает второго ученика, который дописывает предложение. Учитель обращается к классу с вопросами: Что делал первый ученик? (Он писал предложение.) Что сделал второй ученик? (Он дописал предложение). Учитель записывает на доске глаголы писал и дописал, объясняет смысловую разницу между этими словами: первый ученик начал писать, но не дописал, не закончил; второй в отличие от первого, дописал, закончил. Глагол писал указывает на незаконченность действия. Очень хорошо перевести эти слова на родной язык учащихся, ибо в родном языке глагольные виды различаются именно в прошедшем времени (в кабардинском писал - тхащ, дописал - итхащ).
Для закрепления сказанного рассматриваются другие примеры: читал-прочитал, прочитал - еджащ; пел-спел - уэрэд жи1ащ, уэрэд жи1ак1эщ; обедал-пообедал-шэджэгъуашхэ ищ1ак1эщ; учил-выучил-еджащ-еджак1эщ; смотрел - посмотрел - еплъащ, к1элъыплъа, еплъак1эщ.
Таким образом, практическая значимость данной проблемы приводит к необходимости разработки целостной методической системы обучения глагольному виду учащихся начальной и средней национальной кабардинской школы, которая может быть использована при обучении русскому языку в кабардинской школе.
Литература:
1. Сборник материалов для описания местностей и племени Кавказа. Изд. Управления Кавказского учебного округа, вып. XII.Тифлис, 1881. с.29-31.
2. Турчанинов Г.Ф. Грамматика кабардинского языка. Ч.1.- М.Л.: АН СССР, 1940.-67с.
3. Кабардино-русский словарь:20000 слов/Отв. ред. Б.М.Карданов.- М.,1957.-144c.
4. Яковлев Н.Ф. Грамматика литературного кабардино-черкесского языка, изд. АН СССР - М-Л.,1948.
5.Грамматика кабардино-черкесского языка. - М.:АН СССР, 1957.
6.Сердюченко Г.П. Из опыта построения учебников по абазинскому языку/ Родной и русский языки в национальной школе.- М.,1953, с.269-299.
7. Загаштоков А.Х.Сопоставительно- типологическое описание русского и кабардино-черкесского языков в учебных целях. Нальчик-2009, с.178 8.Виноградов В.В. Русский язык. М.,1972-379с.
9.Маслов Ю.С. Роль так называемой перфективации и имперфективации в процессе возникновения славянского глагольного вида. М.,1958,с.91
10.Бондарко А.В.Вид и время русского глагола. М.,1971,с.22-36
11. Шакирова Л.З.К вопросу об изучении категории вида и времени русского глагола//Русский язык в национальной школе.- 1959. №4.- С.27-34.
© 2015, Лиева Ляна Исмаиловна 1659