СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы работы с одаренными

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы работы с одарёнными детьми.

На сегодняшний день в обществе все больше и больше нужны люди неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. В школах таких детей мы называем – одаренные дети. Потому что одаренные дети, талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита. Школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Это прежде всего склонность педагога к творческой деятельности, умение быстро и гибко перестраивать намеченный план работы в зависимости от возможностей детей, в соответствии с предлагаемыми ими решениями, появляющимися вопросами и проблемами. Умение педагога ориентироваться на индивидуальные особенности каждого ребенка, обеспечение оптимальных условий развития всем детям группы, различающимся по уровню развития умственных и творческих способностей, склонностей, интересов, уровню знаний. Педагогу при этом требуется, ориентируясь на потребности каждого ребенка, учитывать поставленную задачу, придерживаться направления, выбранного для работы всей группы. В общении с ребенком педагог должен придерживаться тактики сотрудничества: взаимодействовать с ребенком на равных, не уступая ему в возможностях ориентироваться в ситуации, владении способами решения задач, применении творческих способностей. Педагог должен обладать специальными способностями или навыками, позволяющими ему заинтересовывать детей процессом выполняемой им самим деятельности.

Одаренность - сложное и многоаспектное явление. Поэтому необходимо выявить научно-обоснованные методы работы с детьми с различными видами одаренности.

Методы обучения являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Очень важно знать что хочет сам ребенок и какие предметы ему интересны. Основными являются методы творческого характера: проблемный и поисковый.

Создание на занятиях ситуации познавательного затруднения, при которой ребенок поставлен перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Также немало важен эвристический метод работы с одаренными детьми, которая состоит в том, что ученика путем ряда вопросов наводят на решение проблемы, подлежащей рассмотрению. Этот метод применим во всех случаях, когда учитель заинтересован возбудить в ученике способность комбинировать известные данные. Эвристический метод лучше применим в предметах, требующих напряжения мысли и дедукции: при обучении математике и логике.

Особым интересом пользуется исследовательский метод. Данный метод готовит ребенка самому исследовать и находить ответы с точки зрения исследующего. Эти методы способствуют развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Урок-исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя».

Проектный метод может быть самостоятельным, индивидуальным и групповым. Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж.Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности.

В урочной деятельности используются следующие виды деятельности:

проблемно-развивающее обучение;

работа в малых группах;

проектно-исследовательская деятельность;

игровые технологии.

Во время игр воспитывается характер, расширяется представление об окружающем, формируются и совершенствуются навыки, внимательность, сосредоточенность. Важно, чтобы в играх были заложены элементы творчества. Если им будет интересно, они не устанут, а значит необходимо, усложнять задачи.

Принципиально значимым в организации учебно-воспитательного процесса с одарёнными учащимися является использование информационно-коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Разноуровневые тесты, презентации, тренажёры, информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей творческие и нестандартные задания.

Каждый учитель в работе с одарёнными детьми должен использовать дифференцированный подход, который позволяет расширять и углублять образовательное пространство предмета, учитывать индивидуальное продвижение каждого одаренного ученика из какой бы категории он не был. Использовать индивидуальные, парные, групповые формы работы, различного рода задания, формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Необходимо при работе с детьми применять технологию проблемного обучения, метод проекта, технологию развития критического мышления через чтение и письмо, творческие и нестандартные задания, что является хорошим стимулом для школьника к самостоятельной поисково-творческой деятельности.

Таким образом, исходя из методов работы с одаренными детьми образовательная работа предполагает проведение специальных развивающих занятий, соответствующих возможностям и потребностям детей, отвечающих их особенностям, создание условий для дальнейшего развития способностей и реализации достигнутого в свободной деятельности, привлечение к работе с детьми заинтересованных, высококвалифицированных педагогов.

03.02.2017 22:30


Рекомендуем курсы ПК и ПП