СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Имя Михаила Михайловича Зощенко (1894–1958) известно каждому любителю русской литературы, но лишь немногие знают, что отец знаменитого писателя был талантливым художником, чьи работы приобретал сам Павел Михайлович Третьяков. Михаил Иванович Зощенко (1857–1907) — автор картин бытового жанра, художник-мозаичист, портретист и иллюстратор.
Художник Михаил Иванович Зощенко (1957—1908)
Выпускник Императорской Академии художеств, Зощенко начинал как жанровый живописец, близкий к традициям передвижников. Его картина «Волостной суд» (1888) была куплена П. М. Третьяковым прямо с 16-й передвижной выставки.
Волостной суд. 1888 Холст, масло. 78 x 109 см. Государственная Третьяковская галерея
Сюжет картины касается ссоры между двумя семьями. Главы их, не сумев разобраться самостоятельно, обратились за помощью в суд. В России волостные суды появились в ходе крестьянской реформы 1861 года и рассматривали исключительно дела, касающиеся крестьян.
Фрагмент картины
Заседание суда проходит в просторной крестьянской избе, где и разворачивается драма — тяжба между двумя семьями. Луч света из окна выхватывает из полумрака усталые лица судей и взволнованные фигуры крестьян. Зощенко мастерски передаёт психологию каждого персонажа. Детали быта, традиционные костюмы, игра света и тени — всё служит главному: исследованию человеческих характеров.
Фрагмент картины
Журнал «Нива», с которым Зощенко сотрудничал в качестве иллюстратора, так откликнулся на произведение художника:
«Как известно, источником всяческого зла… крестьянской семьи… являются бабы… Очевидно, с таким затруднением столкнулись и четверо сельских судей, заседающих в почётном углу волостного правления… Крайний слева, не полагаясь на себя, старается почерпнуть мудрости из расспросов свидетеля. За ним следует грозный судья, готовый, не разбирая дела, перепороть всех баб…, третий…, по-видимому, скорбит вообще о суете мирской; а последний… явно тщится вникнуть в дело, исследуя психическую сторону каждого из тяжущихся по выражению их лиц. За столом строчит волостной писарь – эта неизбежная язва наших весей».
Письмо от кормильца, 1893 Холст, масло
Не менее пронзительна другая его работа — «Письмо от кормильца» (1893). Сюжет прост и трагичен: пожилые крестьяне получают весть от кормильца семьи. Художник не указывает, о чём письмо, но всё говорит само за себя: тёмный фон, поглощающий фигуры, безучастное лицо диакона и — контрастом — безмерное горе на лицах стариков. В глазах мужчины стоят слёзы, женщина кажется опустошённой. Это не просто бытовая сцена, а глубокое человеческое переживание, переданное с редкой психологической точностью.
В 1893 году творчество Зощенко неожиданно меняет направление: он переходит в мозаичную мастерскую Академии художеств. Возможно, причиной стала нужда — содержать восемь детей было непросто. Его руками созданы мозаики для Исаакиевского собора и Спаса на Крови, часовни в Абастумани и панно для Музея Суворова в Петербурге. За последнее он был удостоен ордена Станислава III степени. Говорят, в суворовском панно одну из ёлочек на заднем плане выложил пятилетний сын Миша, будущий писатель.
Фасад Государственного мемориального музея А.В. Суворова, мозаика «Переход Суворова через Альпы в 1799 г.», мозаичист М.И Зощенко; по эскизам художника Н. А. Шабунина "Отъезд Суворова в поход 1799 года". 1904-1904 гг. (Кирочная улица 43, Санкт-Петербург)
Но тяжёлый труд мозаичиста подорвал здоровье художника. Работа с материалами, постоянная простуда — и в пятьдесят лет его не стало. Он умер в декабре 1907 года, оставив после себя восемь детей и своё наследие, которое сегодня обретает настоящую ценность.
«В ожидании найма», 1890
Его сын, Михаил Зощенко, тяжело переживал утрату. В «Перед восходом солнца» он описал похороны матери рядом с отцом на Смоленском кладбище — место, которое стало для писателя священным. Возможно, именно от отца он унаследовал пронзительный взгляд на «маленького человека», который сделал его творчество бессмертным.
"В крестьянской избе", холст, масло. 56 х 42 см. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко.
Картины Зощенко-старшего сегодня хранятся в Третьяковке и музеях Екатеринбурга, Краснодара. Они не просто фиксируют быт ушедшей эпохи — они говорят с нами на языке вечных тем: справедливости, горя, надежды. В этом диалоге — свидетельство того, что искусство Михаила Зощенко состоялось.
Источник:
© 2025, Беленко-Линёва Марина Петровна 17