СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) |
Осмысление содержания Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) |
Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса) |
Модель (ТРКМ) технологии развития критического мышления.
Стадия |
Задачи |
Роль учителя |
Деятельность учащихся |
Методические приемы |
1 этап -"Вызов" (ликвидация чистого листа). |
*самостоятельная актуализация имеющихся знаний по теме и пробуждение познавательной активности; *самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы, тех ее аспектов, которые хотелось бы обсудить и осмыслить; *на этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем это мне нужно? |
Стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно». Было бы целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. |
Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем. Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний. Обмен мнениями может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала. |
Парная мозговая атака. Групповая мозговая атака. (В случае отказа: напиши, почему отказываешься? Посиди в группе и послушай). Работа с ключевыми терминами. Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности). Свободное письмо (задаётся тема, а способ воплощения - нет; пишите всё, что приходит в голову: это может быть связанный текст, или опорные словосочетания). Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей). Механизм ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал). Тонкие и толстые вопросы могут быть использованы на любой стадии урока «Тонкие» вопросы: Кто. ? Что. ? Когда. ? Может. ? Будет. ? Мог ли.? Как звали. ? Было ли.? Согласны ли вы. ?Верно. ? «Толстые» вопросы : Дайте объяснение, почему. ? Почему вы думаете. ? Почему вы считаете. ? В чем разница. ? Предположите, что будет, если. ? Что, если. ? |
2 этап - "Осмысление" (реализация осмысления). |
*организация активной работы с информацией; *самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными и мнениями |
*Может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении. *Если школьники работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении. *Для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном. |
*Осуществляют контакт с новой информацией. *Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом. *Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения. * Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы. *Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему. *Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного. |
Маркировочная таблица ( v - я так и думал, + - новая информация, ! - очень ценная информация, - у меня по-другому, ? - не очень понятно, я удивлён). Взаимоопрос и взаимообучение (например, задать друг другу вопросы). Двойной дневник (страница делится на две части: слева - что понравилось, запомнилось, справа - почему, какие ассоциации). |
3 этап - "Рефлексия" (размышление). |
*Прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения |
Организует процесс вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены. |
*Самостоятельно систематизирует новый материал, определить направления для дальнейшего изучения темы. * в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки. |
Возврат к стадии вызова (обсудить, что совпало). Возврат к ключевым словам. Возврат к перевернутым логическим цепочкам. Возврат к кластерам (их заполнение). Возврат к ЗХУ. Дополнительные приемы А) Графическая организация материала (Концептуальная таблица). Б) Кубик. Грани Дай описание. Сравни с чем-нибудь. Проассоциируй (на что похоже). Проанализируй (из чего состоит). Примени это. Приведи примеры. В) Синквейн |
© 2023, Суслопарова Наталья Вячеславовна 94