СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель (ТРКМ) технологии развития критического мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вызов

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)

Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Осмысление содержания

Информационная (получение новой информации по теме)

Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)

Рефлексия

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

Информационная (приобретение нового знания)

Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

Модель (ТРКМ) технологии развития критического мышления.

Стадия

Задачи

Роль учителя

Деятельность учащихся

Методические приемы

1 этап -"Вызов" (ликвидация чистого листа).

*самостоятельная актуализация имеющихся знаний по теме и пробуждение познавательной активности;

*самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы, тех ее аспектов, которые хотелось бы обсудить и осмыслить;

*на этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем это мне нужно?

Стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников.

При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны.

На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно».

Было бы целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы.

Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.

Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.

Обмен мнениями может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала.

Парная мозговая атака.

Групповая мозговая атака. (В случае отказа: напиши, почему отказываешься? Посиди в группе и послушай).

Работа с ключевыми терминами.

Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности).

Свободное письмо (задаётся тема, а способ воплощения - нет; пишите всё, что приходит в голову: это может быть связанный текст, или опорные словосочетания).

Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей).

Механизм ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал).

Тонкие и толстые вопросы могут быть использованы на любой стадии урока

«Тонкие» вопросы: Кто. ? Что. ? Когда. ? Может. ? Будет. ? Мог ли.? Как звали. ? Было ли.? Согласны ли вы. ?Верно. ?

«Толстые» вопросы : Дайте объяснение, почему. ? Почему вы думаете. ? Почему вы считаете. ? В чем разница. ? Предположите, что будет, если. ? Что, если. ?

2 этап - "Осмысление" (реализация осмысления).

*организация активной работы с информацией;

*самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными и мнениями

*Может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении.

*Если школьники работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении.

*Для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

*Осуществляют контакт с новой информацией.

*Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.

*Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.

* Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.

*Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.

*Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Маркировочная таблица ( v - я так и думал, + - новая информация, ! - очень ценная информация, - у меня по-другому, ? - не очень понятно, я удивлён).

Взаимоопрос и взаимообучение (например, задать друг другу вопросы).

Двойной дневник (страница делится на две части: слева - что понравилось, запомнилось, справа - почему, какие ассоциации).

3 этап - "Рефлексия" (размышление).

*Прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения

Организует процесс вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены.

*Самостоятельно систематизирует новый материал, определить направления для дальнейшего изучения темы.

* в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки.

Возврат к стадии вызова (обсудить, что совпало).

Возврат к ключевым словам.

Возврат к перевернутым логическим цепочкам.

Возврат к кластерам (их заполнение).

Возврат к ЗХУ.

Дополнительные приемы

А) Графическая организация материала (Концептуальная таблица).

Б) Кубик. Грани

Дай описание.

Сравни с чем-нибудь.

Проассоциируй (на что похоже).

Проанализируй (из чего состоит).

Примени это.

Приведи примеры.

В) Синквейн

07.10.2023 12:58


Рекомендуем курсы ПК и ПП