СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модульно-компетентностный подход к формированию профессиональных компетенций учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Великая цель образования - это не знания, а действия.

Герберт Спенсер

 

Тема модульно-компетентностного подхода в образовании, пожалуй, является самой распространенной  и актуальной, так как наше поле деятельности – выпускники профессионального училища, обеспечивающие функционирование любого социума и общества в целом.

Необходимость перехода к компетентностной парадигме обусловлена требованиями современного рынка труда.

Ведущим понятием компетентностного подхода становится «модуль» при этом итоговая компетентность представляется их совокупностью,  каждый модуль формируется как специфический аспект будущей профессиональной деятельности.  В профессиональном образовании происходит трансформация компетентностного подхода в модульно-компетентностный.

Ключевым принципом модульно-компетентностного подхода выступает ориентация на цели, значимые для сферы труда, осуществляется комплексное освоение  знаний и умений в рамках формирования конкретной компетенции. Этим и отличается модульно-компетентностный подход от блочно-модульного. Для его реализации необходим педагог новой формации.

Уверены, что в наше время  главный ресурс становления компетентностного подхода в обучении  – это, прежде всего   педагог-наставник, мастер производственного обучения - вклад которого в будущее страны значительно больше, чем всех органов управления и методических служб вместе взятых.  Осваивая компетентностную модель образования,  он должен  не просто применять  новую технологию, он должен переосмыслить цели и ценности своей деятельности, освоить новые позиции: тьютера, партнера, эксперта, организатора самостоятельной работы. Новые  технологии тоже не заставляют себя ждать.

Поэтому мы постоянно находимся в поле повышения профессионального уровня. Безусловно, очень важно, чтобы идеей реализации  компетентностного подхода прониклись в первую очередь педагоги, ибо нельзя требовать от  обучающегося  освоить те компетенции, которыми не владеет сам педагог. Ведь умениям учиться, конструктивно общаться, работать в группе, вести исследовательскую работу по-старинке не научишь, необходимо,  прежде всего, самому кардинально изменить свое профессиональное сознание.

Непрерывное образование дало мне возможность поступательно развиваться, самосовершенствоваться. За период с 2009 по 2012 год неоднократно проходила курсы с целью повышения профессионального уровня:

  • 2009 год –  ГОУ ДПО ЯНОИПКРО по теме: Воспитательная деятельность классного руководителя в современных условиях, свидетельство №14218;
  • 2010 год – ГОУ ДПО ЯНОИПКРО по теме: «Применение информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагогического работника», свидетельство №1621;
  • 2011 год – ГАОУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования» по теме: «Современные педагогические технологии в учреждениях НПО», свидетельство №0291;
  • 2012 год – ГАОУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования» по теме: «Современные педагогические технологии в учреждениях НПО: содержание, актуальные вопросы введения и реализации», свидетельство №3323.

Моя основная работа как мастера производственного обучения заключается в развитии профессиональных компетенций.

Цель моей деятельности: от проектирования содержания образования к проектированию результатов образования и системы организации учебного процесса.

И результат - высокий уровень качества образования.

В моей работе эта цепочка выстраивается через:

  • ориентации на потребности рынка труда;
  • гибкость структуры образовательной программы;
  • обеспечение прозрачности результатов для всех участников образовательного процесса;
  • внедрение новых образовательных технологий;
  • интерактивные формы проведения занятий;
  • приближение текущего контроля успеваемости и аттестации к условиям их будущей профессиональной подготовки.

Это происходит через ведущий тип занятий:

  • по изучению трудовых приемов и операций;
  • по выполнению простых работ комплексного характера;
  • по выполнению сложных работ комплексного характера.

С использованием технологий:

  • личностно-ориентированного обучения;
  • проектного обучения;
  • дифференцированного подхода к обучающимся;
  • здоровьесберегающих технологий;
  • модульных технологий

с преимуществом индивидуальных и групповых форм обучения.

На этом этапе работы значительная роль отводится психологу.

Совместно с мастером производственного обучения после изучения климата образовательной среды создается психолого-педагогическая карта группы.

Сегодня необходимо подходить к каждому обучающемуся исходя из его психолого-педагогических параметров, для этого проектируется индивидуальная траектория сопровождения обучающихся.

Нельзя учить не воспитывая, поэтому в работе делаю акцент на развитие воспитательных компетенций.

Неотъемлемой частью моей работы является:

  • развитие творческого мышления;
  • самостоятельность и ответственность обучающегося;
  • формирование собственной ответственности;
  • умение организовать бесконфликтное общение;
  • развитие коммуникативных качеств;

Такая форма работы дает следующие результаты:

участие  и призовые места

  • в конкурсах профессионального мастерства;
  • в научно-практических конференциях;
  • в спортивных мероприятиях различного уровня;
  • в конкурсах творческих работ;
  • в играх КВН;
  • в традиционном мероприятии театральная весна.

Таким образом, в результате мой выпускник обладает общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

  • понимать сущность и значимость своей профессии;
  • организовывать собственную деятельность;
  • анализировать рабочую ситуацию;
  • осуществлять текущий и итоговый контроль;
  • нести ответственность за результаты своей работы;
  • осуществлять поиск информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
  • работать в команде.

Это результаты детально спланированной работы, движения по заданному вектору. Что является отличительной чертой модульно-компетентностного подхода.

На сегодняшний день обучение принимает совершенно новую форму.

Задачи педагогического коллектива и мои состоят в том, чтобы переломить изжившую себя систему и реализовать инновационные принципы.

Требования сегодняшнего дня диктуют нам кардинальные изменения, мы должны идти в ногу со временем.

Время – это то прошлое, что идет в будущее, и оно зависит от нас.

 

Спасибо за внимание!

26.01.2015 10:17


Рекомендуем курсы ПК и ПП