СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методы реализации национально-регионального компонента на уроках русского языка и литературы
Номинация «Предметы гуманитарного цикла» (русский язык и литература)
Короева Зарема Александровна,
учитель русского языка и литературы,
МКОУ СОШ № 4 г. Беслан
Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования включен в программы общего образования во всех национальных республиках. В федеральном базисном учебном плане региональному компоненту отводится не менее 10 процентов и не более 15 процентов от общего нормативного времени.
Наш опыт реализации национально-регионального компонента предлагает разделить эти необходимые 10-15 процентов на русский язык и литературу. Практика показывает, что такой подход сохраняет часы для прохождения общеобразовательной программы и помогает разнообразить виды деятельности на уроках.
Национально-региональный компонент на уроках литературы
- При изучении творчества национальных писателей и поэтов уместно проводить такой вид работы, как сопоставление.
Например, перед учащимися ставится конкретная задача - сравнить тематику, лексику и особенности поэтического стиля Н.А.Некрасова и К.Л. Хетагурова, найти общее в идее и авторской позиции.
Коста Хетагуров, "Тревога" (перевод М.Исаковского) |
Н.А.Некрасов "Размышления у парадного подъезда»
|
Мне слышатся стоны из скал поднебесных, Родная земля, - из груди из твоей... И где бы ты ни был, мой друг неизвестный, - На клич, на призыв мой приди поскорей. Он слышен и мертвым. И если укрыться Решил от него ты, - позор тебя ждет... Осетия! Можешь ли ты покориться Пришельцу-алдару, что мучит народ. |
Волга! Волга!.. Весной многоводной Ты не так заливаешь поля, Как великою скорбью народной Переполнилась наша земля,- Где народ, там и стон... Эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил, Иль, судеб повинуясь закону, Всё, что мог, ты уже совершил,- Создал песню, подобную стону, И духовно навеки почил?.. |
- При изучении мифов Древней Греции учащимся уместно показать мультфильм «Волшебная свирель», сравнить образы героев: Геракла, Сослана и Ацамаза. Выяснить их системы ценностей и подчеркнуть значение созидательной силы любви.
- Кроме литературных параллелей, можно проводить параллели исторические и культурные. Например, при изучении древнерусской житийной литературы в 7 классе можно показывать фильм о Марии-Ясыне для сравнения ее с образом княгини Февронии. Сходные моменты их жития позволяют говорить о моральных ценностях женщины-жены и ее роли в истории.
- Произведение А.Платонова «Юшка» дает возможность объяснить учащимся понятия «юродивый» и «блаженный». Здесь уместна демонстрация отрывка из фильма «Шуты и юродивые как феномен русской культуры». Рассказ учителя о блаженной старице Анастасии Владикавказской поможет детям понять родство и сходство духовных традиций Осетии и России.
- После прочтения рассказа К. Хетагурова «Охота за турами» учащимся можно дать творческое задание – написать продолжение рассказа «Как выживала семья Тедо». Такая работа позволит учащимся лучше представить реальные трудности жизни горцев и глубже понять истоки традиций взаимопомощи осетинского народа.
- После знакомства с рассказом А. Коцоева «Пятнадцать лет» учащимся предлагается тема сочинения: «Жизнь человека и общественное мнение». Осмысление этой темы помогает детям понять пагубность традиции кровной мести.
Национально - региональный компонент на уроках русского языка
Уроки развития речи дают много возможностей для обращения не только к теме национальной литературы, но и к темам родной природы, родной истории и родной культуры.
- Такой вид работы как описание картины можно проводить по картинам наиболее известных осетинских художников. Это позволяет одновременно решать задачи развития речи и знакомить с художественной культурой родного края. Описание Картины М.Туганова «Рождение фандыра» на русском языке логично проводить параллельно с чтением этого текста на уроках литературы.
- Изложение на тему: «Лазарь Гадаев. Поэма в камне» не только знакомит учащихся с замечательным осетинским скульптором, имеющим мировую известность, но и позволяет лучше понимать глубокие философские задачи, которые может ставить перед собой художник.
- Такой вид работы как описание герба города Беслан, кроме развития речи еще позволяет ознакомиться с историей города и его культурными традициями, способствует воспитанию патриотических чувств.
- Описание природы родного края – это традиционная работа по развитию речи на уроках русского языка, но если организовать ее как групповую работу по созданию рекламного буклета для собственного туристического агентства, то такой творческий подход к теме активизирует к ней интерес, и результаты урока бывают гораздо продуктивнее.
- На уроках русского языка можно работать и с литературными текстами. Например, учащиеся 7 класса в течение года знакомились с творчеством своего писателя- земляка. Было написано несколько изложений по текстам писателя Дамира Даурова. А в конце года в школьной библиотеке состоялась незабываемая встреча учащихся с писателем.
- Для контрольных диктантов могут использоваться как художественные, так и краеведческие тексты. Например, отрывки из произведения А. С. Пушкина «Путешествие в Арзрум», отрывки из рассказов Г. Тедеева «Орел» или «Медведь».
- Для стилистического анализа текста учащимся старших классов может быть предложен публицистический текст К.Л. Хетагурова «Зиу». На примере этого текста о традициях взаимопомощи в Осетии учитель может решать не только образовательные, но и серьезные воспитательные задачи.
- Воспитанию патриотизма и гражданственности способствуют также темы для устных выступлений: «Их именами названы улицы нашего города», «Осетинские национальные праздники».
Внеклассная работа по национально- региональному компоненту
- Для повышения интереса к теме краеведения была выбрана тема предметной недели – «Литературный Владикавказ». Собирая материал для стенгазет о писателях, чьи имена связаны с Владикавказом, учащиеся узнали много нового о таких писателях как М.Булгаков, Л.Толстой, М.Лермонтов и др.
- Учащимися выполнялась проектная работа на тему: «Взаимодействие русского и осетинского языков в условиях двуязычия», в которой подробно рассматривался вопрос возникновения билингвизма в Осетии и многие аспекты длительного взаимодействия русского и осетинского языков.
- Участие в школьных мероприятиях с инсценированием отрывков из произведений осетинских авторов позволяет учащимся лучше понять героев и замыслы авторов.
Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод о необходимости комплексной работы над изучением национально-регионального компонента. Уроки русского языка и литературы могут помочь в приобщении школьников к национальным традициям, культуре и литературе родного края. Они должны и могут способствовать воспитанию любви к родине и имеют особое значение в современных условиях для формирования нравственных качеств личности.
© 2015, Короева Зарема Александровна 949