СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Мой школьный русский». Из конкурсов олимпиады "Светозар".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Письменный стол…Включенный компьютер… Первые слова занимают свое место в тексте. «Школьный русский». Какое интересное словосочетание и какой необычный вопрос!? Размышления… Воспоминания… Что-то не пишется… Вот уже несколько дней я пытаюсь собрать в кучу свои мысли, понимая, что эта небольшая творческая работа нужна и мне, и моей ученице. Значит, стоит попробовать… Но прежде, чем я расскажу вам о своем «школьном русском», мне бы хотелось, чтобы вы знали, что для меня русский начался с моей семьи. Мои корни где-то в далекой Тверской области России, прекрасном старинном крае, где жила моя бабушка с певучим говором и милым диалектом. Оттуда родом был мой папа, который всегда очень правильно говорил по-русски, даже прожив в Донбассе много лет. Очень красиво и правильно говорила и говорит моя мама, хотя и родилась здесь, в Донецке, но, наверное, не прошли даром годы учебы в Москве… Неудивительно, что я всегда следила за своей речью и никогда не сомневалась в том, что этот язык мой родной…

Ну, а «школьный русский» для меня - это и воспоминания о далекой школьной поре, когда я была прилежной ученицей, и моя многолетняя работа в школе учителем русского языка. Как меня учили русскому языку? Хотелось бы ответить оригинально, но отвечу одним словом: ОТЛИЧНО. Не знаю как кому, а мне повезло с учителями, которые учили меня родному языку. Первая учительница Антонина Ивановна, строгая и добрая одновременно, за которой мы старались правильно повторить каждое слово из «Русской речи», с которой мы познавали мир русской сказки и стихов Пушкина. У современных детей вызывает удивление и усмешку воспоминание о том, как мы в тетради в косую линию карандашом выписывали палочки и крючочки, потом перышком выводили «нажим-волосок» и получали свои первые пятерки за правильно написанный диктант в конце месяца… Потом был 4 класс, новая программа, новая школа, новая учительница. Ольга Петровна была спокойной и уравновешенной, она была опытным педагогом, любила свой предмет и нас. Мы продолжали учить русский уже с ней… Круговорот школьной жизни стремительно нес меня к новым знаниям и новым впечатлениям. Снова новая школа, теперь уже и новый класс и, конечно, новые учителя. В старших классах я уже знала, что русский язык и литература – мои любимые предметы. Я помню, как весь класс просил меня о том, чтобы я, выйдя к доске, подольше что-нибудь рассказывала, будь то язык или литература. Людмила Дмитриевна не сразу поняла, что происходит, почему, разобрав предложение или ответив правило, Наташа приводит свои примеры или новую информацию, которой нет в школьной программе. С литературой было еще интереснее: я могла весь урок говорить о произведении, отвечать на вопросы своих одноклассников и учителя, зачитывать отрывки из текста, а классу только это и надо было. Звенел звонок, все облегченно вздыхали, улыбались и убегали на перемену. Все это продолжалось недолго, потому что Людмила Дмитриевна быстро поняла нашу хитрость и на какое-то время перестала вообще меня вызывать…

Я уже много лет сама преподаю «школьный русский» в той же школе, которую закончила в далекие 70-е годы XX века. Как же давно это было!? Как приятно и как грустно вспоминать иногда, что эти классы и тебя видели ученицей-отличницей в коричневой форме, белом переднике и с белым бантом в косе. Ушла из жизни этой весной незабвенная Людмила Дмитриевна, которая до последнего своего вздоха оставалась настоящим Учителем! Светлая грусть и теплые воспоминания уносят меня иногда в прошлое, когда я остаюсь одна после уроков в нашем кабинете. Мне и сейчас кажется и смешным, и печальным, и оригинальным, и необычным случай, когда моя любимая учительница заперла меня в этом кабинете с еще одной ученицей из параллельного класса, обложила нас книгами и не попросила, а приказала изучить творчество Маяковского, его стиль и биографию, проникнуться ее чувствами и назавтра помочь ей убедить сто двадцать десятиклассников, что этот поэт гениален. Нам ничего не оставалось, как постараться выполнить просьбу учителя. С тех пор на моей книжной полке появилось собрание сочинений Маяковского и я стала поклонницей таланта этого «агитатора, горлопана, главаря».

Я, став учителем, конечно, ни разу не прибегала к столь необычным «методическим» приемам, но убеждение, не навязывание, а именно убеждение – мой основной способ обучения уже много лет. Наверное, поэтому особой разницы между «раньше» и «теперь» я не вижу. Всегда были те, кто не хотел учиться, с кем возникали разногласия, кого нужно было убеждать… Разницу я вижу, пожалуй, только в том, что сейчас на помощь учителю русского языка пришли технические средства обучения и появился новый языковой пласт, связанный с терминологией интернета и новым сленгом…

Ну, вот, а казалось, не пишется… Так, оказывается, пишется, что трудно было остановиться. Спасибо организаторам «Светозара» за такой необычный конкурс, возможность порассуждать, поразмышлять и, совмещая приятное с полезным, помочь нашим участникам в их стремлении к знаниям и успехам!

Категория: Русский язык
24.11.2015 18:33


Рекомендуем курсы ПК и ПП