СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Письменный стол…Включенный компьютер… Первые слова занимают свое место в тексте. «Школьный русский». Какое интересное словосочетание и какой необычный вопрос!? Размышления… Воспоминания… Что-то не пишется… Вот уже несколько дней я пытаюсь собрать в кучу свои мысли, понимая, что эта небольшая творческая работа нужна и мне, и моей ученице. Значит, стоит попробовать… Но прежде, чем я расскажу вам о своем «школьном русском», мне бы хотелось, чтобы вы знали, что для меня русский начался с моей семьи. Мои корни где-то в далекой Тверской области России, прекрасном старинном крае, где жила моя бабушка с певучим говором и милым диалектом. Оттуда родом был мой папа, который всегда очень правильно говорил по-русски, даже прожив в Донбассе много лет. Очень красиво и правильно говорила и говорит моя мама, хотя и родилась здесь, в Донецке, но, наверное, не прошли даром годы учебы в Москве… Неудивительно, что я всегда следила за своей речью и никогда не сомневалась в том, что этот язык мой родной…
Ну, а «школьный русский» для меня - это и воспоминания о далекой школьной поре, когда я была прилежной ученицей, и моя многолетняя работа в школе учителем русского языка. Как меня учили русскому языку? Хотелось бы ответить оригинально, но отвечу одним словом: ОТЛИЧНО. Не знаю как кому, а мне повезло с учителями, которые учили меня родному языку. Первая учительница Антонина Ивановна, строгая и добрая одновременно, за которой мы старались правильно повторить каждое слово из «Русской речи», с которой мы познавали мир русской сказки и стихов Пушкина. У современных детей вызывает удивление и усмешку воспоминание о том, как мы в тетради в косую линию карандашом выписывали палочки и крючочки, потом перышком выводили «нажим-волосок» и получали свои первые пятерки за правильно написанный диктант в конце месяца… Потом был 4 класс, новая программа, новая школа, новая учительница. Ольга Петровна была спокойной и уравновешенной, она была опытным педагогом, любила свой предмет и нас. Мы продолжали учить русский уже с ней… Круговорот школьной жизни стремительно нес меня к новым знаниям и новым впечатлениям. Снова новая школа, теперь уже и новый класс и, конечно, новые учителя. В старших классах я уже знала, что русский язык и литература – мои любимые предметы. Я помню, как весь класс просил меня о том, чтобы я, выйдя к доске, подольше что-нибудь рассказывала, будь то язык или литература. Людмила Дмитриевна не сразу поняла, что происходит, почему, разобрав предложение или ответив правило, Наташа приводит свои примеры или новую информацию, которой нет в школьной программе. С литературой было еще интереснее: я могла весь урок говорить о произведении, отвечать на вопросы своих одноклассников и учителя, зачитывать отрывки из текста, а классу только это и надо было. Звенел звонок, все облегченно вздыхали, улыбались и убегали на перемену. Все это продолжалось недолго, потому что Людмила Дмитриевна быстро поняла нашу хитрость и на какое-то время перестала вообще меня вызывать…
Я уже много лет сама преподаю «школьный русский» в той же школе, которую закончила в далекие 70-е годы XX века. Как же давно это было!? Как приятно и как грустно вспоминать иногда, что эти классы и тебя видели ученицей-отличницей в коричневой форме, белом переднике и с белым бантом в косе. Ушла из жизни этой весной незабвенная Людмила Дмитриевна, которая до последнего своего вздоха оставалась настоящим Учителем! Светлая грусть и теплые воспоминания уносят меня иногда в прошлое, когда я остаюсь одна после уроков в нашем кабинете. Мне и сейчас кажется и смешным, и печальным, и оригинальным, и необычным случай, когда моя любимая учительница заперла меня в этом кабинете с еще одной ученицей из параллельного класса, обложила нас книгами и не попросила, а приказала изучить творчество Маяковского, его стиль и биографию, проникнуться ее чувствами и назавтра помочь ей убедить сто двадцать десятиклассников, что этот поэт гениален. Нам ничего не оставалось, как постараться выполнить просьбу учителя. С тех пор на моей книжной полке появилось собрание сочинений Маяковского и я стала поклонницей таланта этого «агитатора, горлопана, главаря».
Я, став учителем, конечно, ни разу не прибегала к столь необычным «методическим» приемам, но убеждение, не навязывание, а именно убеждение – мой основной способ обучения уже много лет. Наверное, поэтому особой разницы между «раньше» и «теперь» я не вижу. Всегда были те, кто не хотел учиться, с кем возникали разногласия, кого нужно было убеждать… Разницу я вижу, пожалуй, только в том, что сейчас на помощь учителю русского языка пришли технические средства обучения и появился новый языковой пласт, связанный с терминологией интернета и новым сленгом…
Ну, вот, а казалось, не пишется… Так, оказывается, пишется, что трудно было остановиться. Спасибо организаторам «Светозара» за такой необычный конкурс, возможность порассуждать, поразмышлять и, совмещая приятное с полезным, помочь нашим участникам в их стремлении к знаниям и успехам!
© 2015, Кияница Наталья Анатольевна 711