СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моя педагогическая философия

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Моя педагогическая философия»

«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому,

и я научусь.» Древняя китайская мудрость

                                                                                        

Я- «специалист широкого профиля», как, смеясь, называют меня друзья. С малолетства все время чего-то мастерю, рисую, шью. Мои родители - педагоги уже даже не спрашивали, для чего мне вот эта доска или гаечный ключ. «Исследовательская жилка» никогда не давала жить спокойно.

И не только учиться мне было интересно, но и другим о своих «открытиях» рассказывать хотелось. Уже в 5 классе пошла вожатой к малышам-первоклассникам, а, когда стала старше, летом помогала воспитателям в детском саду.  Говорят, что дети учителей или никогда не идут по стопам родителей, или не мыслят для себя другой профессии. У меня - второй случай.

Я закончила Рязанский ордена «Знак Почета» государственный педагогический институт им. С. А. Есенина по специальности педагог начальных классов с правом преподавания русского языка и литературы.  Нам, «начфаковцам», всегда приходилось знать и уметь больше, чем просто учителю-предметнику, потому что учитель в начальных классах «и швец, и жнец, и на дуде игрец». А еще во время переездов я освоила основы ювелирного мастерства, фотографии, многие рукодельные технологии. Как же мне все это пригодилось!  

Так сложилось, что мне довелось поработать по всей оси образования: от ясельной группы в детском саду до 11 класса средней школы, что позволяет мне рассматривать процесс обучения и воспитания в более широком ракурсе. Сегодня все образование нацелено на воспитание творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности - без этого невозможно успешное общественное развитие. С ясельной группы мы по крупинке вкладываем знания, развиваем способности, отрабатываем навыки- все, что пригодится в будущем. Но человек становится личностью только в обществе. И устремленность в будущее не должна сопровождаться разрывом с прошлым. Поэтому у детей необходимо воспитывать и развивать такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, уважение к своей истории, культуре и традициям народа. Тогда (и только тогда) результатом нашей общей работы станет высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, живущий в духовных и культурных традициях российского народа.

В нашей школе я работаю второй год. Преподаю технологию, изобразительное искусство, музыку, мировую и художественную культуру и веду там же объединения «Азбука дизайна» и «Не хлебом единым» художественно-эстетического направления с краеведческим уклоном. С одной стороны, это трудно - так распылятся. «Всесторонне развитый» человек все же, по большому счету, больше миф, чем действительность. Поэтому подготовка к занятиям и урокам отнимает уйму времени. Но с другой стороны, я постаралась так разнообразить программную деятельность, чтобы максимально охватить возможные интересы детей, познакомить со своими «корнями», сформировать чувство гордости за свою семью, род, поселок, Родину и, кроме теоретических знаний, дать им попробовать свои силы в разных практических направлениях.

Такой подход к построению программы, а также участие в конкурсах, краеведческих конференциях, выставках и фестивалях от районного до международного уровня позволяет ввести ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, предусматривает развитие у учеников изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности, а еще помогает найти одаренных детей, направить и поддержать их в развитии талантов.

Жизнь не раз подтверждала простые педагогические истины: если человек чего-то по-настоящему хочет, то он этого добьется. Если ему что-то интересно, если ему это для чего-то нужно, то он обязательно усвоит и освоит этот материал. С помощью наставника или самостоятельно, но это будет глубже и прочнее, чем те знания, которые «впихивают» без необходимости или «потому что надо»!  Наверное, эти утверждения и является краеугольным камнем моей педагогической философии. И в своей работе я стараюсь соединить «мостиками интереса и необходимости» программные материалы, сделать так, чтобы именно ученик требовал от меня новых знаний, просил поделиться опытом, приходил оточить свои умения.

Сейчас я пробую собрать в единую программу свои наработки и объединить в общее целое преподавание предметов из блоков «Искусство» и «Технология».  Практически каждый урок у нас становится интегрированным: на МХК мы можем почувствовать себя египетскими художниками и расписать «стены пирамиды», на ИЗО -  поспорить о смысле древнерусской резьбы, урок технологии помогает запомнить материал с уроков музыки, потому что петь за работой интереснее, чем молчать, а во время музыкальных занятий мы не просто слушаем музыку, а сравниваем свои впечатления с мнением режиссеров, снимающих мультфильмы или кинофильмы, или заполняем динамическую паузу подходящими по теме урока танцевальными миниатюрами . И все это не только «потому, что так в программе написано», а просто по-другому не получается! Так интереснее, так веселее, так правильнее.  

Ребята перестают задавать вопросы: «а зачем мне это?», потому что появляется осознание: «мне это пригодится, мне это нужно!». И если не все могут понять необходимость некоторых знаний в своей «послешкольной» жизни, то понимание, что «без ЭТОГО не сделаешь что-то интересное на следующем уроке» присутствует почти у каждого. У кого-то получится чуть хуже, у кого-то –чуть лучше – это не столь важно. Главное, что они это смогли, им понравилось, а значит - надо двигаться дальше!

 «А как это сделать?!! Я тоже так хочу!» - вот те слова, которые показывают мне, что я на верном пути, ибо «нельзя НАУЧИТЬ, можно только НАУЧИТЬСЯ!»  Моя же задача - аккуратно направлять усилия ребят в то русло, где их талант заиграет самыми яркими красками, упрощать задания одним и усложнять другим, в зависимости от способностей, связывать их «открытия» с прошлым и настоящим большой и малой Родины, с людьми, их окружающими, с теми вечными ценностями, которые необходимы каждому, чтобы оставаться человеком!

Видя результаты своего труда, убеждаясь в своих поистине безграничных возможностях, ученики работают с большим эмоциональным подъемом. Ведь исходной точкой творчества является активность и самостоятельность, оригинальность и гибкость, склонность и умение фантазировать, способность ребят направлять свою внутреннюю энергию на решение каких-либо проблемных задач, способность самостоятельно ставить новые задачи.

В этом процессе приобщения детей к богатейшему культурному опыту своей родины и человечества, накопленному в области искусства, создается возможность воспитания высоконравственного, разносторонне развитого, творческого современного человека, патриота, так необходимого нашему обществу, возможность отыскать талантливых детей и не дать заглохнуть тому ручейку, который в будущем станет полноводной рекой.

Не хватает знаний, опыта, но я учусь! Ведь мне это тоже ИНТЕРЕСНО и НЕОБХОДИМО!

Категория: Всем учителям
08.02.2015 20:06


Рекомендуем курсы ПК и ПП