СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Любое обучение человека есть
не что иное, как искусство содей-
ствовать стремлению природы к
своему собственному развитию.
И.Песталоцци
Личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть
свой личный опыт и восприятие окружающего мира. Самое важное - признание самобытности и уникальности ученика. Но как осуществить это,
если в классе 25-30 учеников и каждый индивидуален по-своему. Изучая
биологию, одни ученики ставят цель - получить минимум биологических
знаний, другие - глубже постигнуть биологию, раскрыть все тайны этой
науки. И я должна дать каждому ребенку возможность самореализоваться, найти мотивы, приемы и методы, которые вызовут интерес к предмету, докажут актуальность биологических знаний, позволят осознать
причастность к миру живого.
Педагогическая наука давно установила: "Обучать надо не всех, а
каждого". Но говорить об этом уместно только в том случае, когда при
обучении делается аспект на развивающую функцию, значит, для развития интеллектуальных умений и знаний учащихся необходимо организовать их работу по самостоятельному добыванию знаний в процессе творческого поиска с любым источником информации, будь то учебная, научно-популярная литература, наглядные пособия, натуральные объекты или
тексты, составленные учителем.
Возникают проблемы: как организовать самостоятельную работу
каждого ученика на протяжении всего урока, как сделать эту работу
интересной, насыщенной, полезной, как проконтролировать уровень его
ЗУНов, обеспечить коррекцию знаний.
Наблюдение за детьми на уроках и во внеурочное время показали,
что дети охотнее занимаются над решением проблемы в группах, так как
создаются возможности для диалога или полилога всех участников, это
развивает умения не только говорить, но и быть понятым, доказательно
отстаивать свою позицию, достигать новых общих результатов, контролировать свое участие в работе группы. Интуитивно стала понимать,
что перечисленные проблемы могут быть решены в процессе организации
учебной деятельности, основанной на индивидуальном подходе к обучению в условиях сотрудничества.
Организовать системную работу в группах помогло изучение работ
Д.Хассарда "Обучение в малых группах сотрудничества".
Обучение рассматривается как постоянное общение при помощи системы методических приемов, активизирующих деятельность учащихся на
всех этапах урока: прием новизны, семантизации, значимости, создания
проблемной ситуации, сократический, эвристический, исследовательский. Логическое деление класса на небольшие группы, совместное выполнение различных заданий создают не только новую структуру класса,
но и условия для самореализации возможностей каждого ребенка. Общение в группах позволяет полностью адаптировать содержание, приемы и
темп учебной деятельности ученика с его особенностями, управлять
каждым его действием при решении конкретных задач, вовремя вносить
необходимую коррекцию, т.е. реализовать основные условия работы в
группах: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость. При этом создается доверительно-психологический климат в классе не только между самими учащимися, но и между учеником и учителем. Школьники не испытывают внутреннего напряжения, скованности, дискомфорта. Исчезает боязнь вызова к доске,
неудачного ответа.
Постепенно каждая группа приобретает свое лицо, ребята чувству-
ют ответственность за совместно выполненную работу. Любой член группы находит в ней свою нишу: кто-то становится лидером и организатором, кто-то подает новые идеи, а вся группа активно участвует в познавательном процессе. Ученик в этом случае выступает не как объект,
а как субъект учебного процесса.
Блоковая подача материала, изменение структуры урока (мотивационный этап, погружение, поэтапное закрепление, оперативный контроль), работа с малыми группами на разных уровнях усвоения обеспечивают возможность учащимся большую часть урока работать самостоятельно. При этом предполагается индивидуальный выбор каждым учеником
средств и содержания в соответствии с уровнем его подготовленности.
Как учитель биологии, я должна помочь детям осознать непреходящую ценность природы, понять уникальность, неповторимость, незаменимость, красоту каждого биологического вида, научить понимать, что в
природе все взаимосвязано, т.е. развивать у учащихся био-экологическое мышление.
Я понимаю, что изучая живое, необходимо научить ощущать, чувствовать, входить в образ, слушать и слышать, т.е. необходимо включение всех органов чувств в процесс обучения. Система приемов при
групповом обучении через сотрудничество (ОЧС), которые я использую:
- думаем руками;
- разговор телом;
- ощущая - познаем;
- охота за приключениями;
- моделирование и др.,
позволяют раскрыть содержание их субъектного опыта относительно
предлагаемой темы, создают атмосферу заинтересованности, позволяют
каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы. Обеспечить различные виды деятельности и их оптимальное сочетание помогают дифференцированные дидактические материалы.
Использование оперативного контроля (причем мягкие формы: само-
и взаимоконтроль) с анализом ответа ученика в группе не только с позиции правильности, но и применительно к рассуждению, способам решения, формируют у учеников коммуникативные умения.
Обучение через малые группы сотрудничества стимулирует учащихся. Но главная идея - сформировать мотивацию обучения с учетом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребенку, опираясь на
его способности, склонности, субъектный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности, т.е. обеспечить процесс познания
как личностно-ориентированный.
Мой взгляд на процесс обучения перекликается с мудростью Дистервега "Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить". Для этого в российском образовании провозглашен принцип вариативности. Сегодня возможен выбор и конструирование педагогического
процесса. А учителю необходимо осознать, что личность ученика уникальна. И максимально развить ее способности и возможности, как
подсказывает мой опыт работы последних трех лет, может только:
- формирование специальных умений и навыков на основе выстроен-
ной системы развития;
- технологически выстроенный процесс обучения;
- системная диагностика педагогического процесса;
- оптимальная коррекционная работа с учащимися.
© 2015, Плаксина Любовь Алексеевна 423