СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любое обучение человека есть

не что иное, как искусство содей-

ствовать стремлению природы к

своему собственному развитию.

И.Песталоцци

Личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть

свой личный опыт и восприятие окружающего мира. Самое важное - признание самобытности и уникальности ученика. Но как осуществить это,

если в классе 25-30 учеников и каждый индивидуален по-своему. Изучая

биологию, одни ученики ставят цель - получить минимум биологических

знаний, другие - глубже постигнуть биологию, раскрыть все тайны этой

науки. И я должна дать каждому ребенку возможность самореализоваться, найти мотивы, приемы и методы, которые вызовут интерес к предмету, докажут актуальность биологических знаний, позволят осознать

причастность к миру живого.

Педагогическая наука давно установила: "Обучать надо не всех, а

каждого". Но говорить об этом уместно только в том случае, когда при

обучении делается аспект на развивающую функцию, значит, для развития интеллектуальных умений и знаний учащихся необходимо организовать их работу по самостоятельному добыванию знаний в процессе творческого поиска с любым источником информации, будь то учебная, научно-популярная литература, наглядные пособия, натуральные объекты или

тексты, составленные учителем.

Возникают проблемы: как организовать самостоятельную работу

каждого ученика на протяжении всего урока, как сделать эту работу

интересной, насыщенной, полезной, как проконтролировать уровень его

ЗУНов, обеспечить коррекцию знаний.

Наблюдение за детьми на уроках и во внеурочное время показали,

что дети охотнее занимаются над решением проблемы в группах, так как

создаются возможности для диалога или полилога всех участников, это

развивает умения не только говорить, но и быть понятым, доказательно

отстаивать свою позицию, достигать новых общих результатов, контролировать свое участие в работе группы. Интуитивно стала понимать,

что перечисленные проблемы могут быть решены в процессе организации

учебной деятельности, основанной на индивидуальном подходе к обучению в условиях сотрудничества.

Организовать системную работу в группах помогло изучение работ

Д.Хассарда "Обучение в малых группах сотрудничества".

Обучение рассматривается как постоянное общение при помощи системы методических приемов, активизирующих деятельность учащихся на

всех этапах урока: прием новизны, семантизации, значимости, создания

проблемной ситуации, сократический, эвристический, исследовательский. Логическое деление класса на небольшие группы, совместное выполнение различных заданий создают не только новую структуру класса,

но и условия для самореализации возможностей каждого ребенка. Общение в группах позволяет полностью адаптировать содержание, приемы и

темп учебной деятельности ученика с его особенностями, управлять

каждым его действием при решении конкретных задач, вовремя вносить

необходимую коррекцию, т.е. реализовать основные условия работы в

группах: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость. При этом создается доверительно-психологический климат в классе не только между самими учащимися, но и между учеником и учителем. Школьники не испытывают внутреннего напряжения, скованности, дискомфорта. Исчезает боязнь вызова к доске,

неудачного ответа.

Постепенно каждая группа приобретает свое лицо, ребята чувству-

ют ответственность за совместно выполненную работу. Любой член группы находит в ней свою нишу: кто-то становится лидером и организатором, кто-то подает новые идеи, а вся группа активно участвует в познавательном процессе. Ученик в этом случае выступает не как объект,

а как субъект учебного процесса.

Блоковая подача материала, изменение структуры урока (мотивационный этап, погружение, поэтапное закрепление, оперативный контроль), работа с малыми группами на разных уровнях усвоения обеспечивают возможность учащимся большую часть урока работать самостоятельно. При этом предполагается индивидуальный выбор каждым учеником

средств и содержания в соответствии с уровнем его подготовленности.

Как учитель биологии, я должна помочь детям осознать непреходящую ценность природы, понять уникальность, неповторимость, незаменимость, красоту каждого биологического вида, научить понимать, что в

природе все взаимосвязано, т.е. развивать у учащихся био-экологическое мышление.

Я понимаю, что изучая живое, необходимо научить ощущать, чувствовать, входить в образ, слушать и слышать, т.е. необходимо включение всех органов чувств в процесс обучения. Система приемов при

групповом обучении через сотрудничество (ОЧС), которые я использую:

- думаем руками;

- разговор телом;

- ощущая - познаем;

- охота за приключениями;

- моделирование и др.,

позволяют раскрыть содержание их субъектного опыта относительно

предлагаемой темы, создают атмосферу заинтересованности, позволяют

каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы. Обеспечить различные виды деятельности и их оптимальное сочетание помогают дифференцированные дидактические материалы.

Использование оперативного контроля (причем мягкие формы: само-

и взаимоконтроль) с анализом ответа ученика в группе не только с позиции правильности, но и применительно к рассуждению, способам решения, формируют у учеников коммуникативные умения.

Обучение через малые группы сотрудничества стимулирует учащихся. Но главная идея - сформировать мотивацию обучения с учетом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребенку, опираясь на

его способности, склонности, субъектный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности, т.е. обеспечить процесс познания

как личностно-ориентированный.

Мой взгляд на процесс обучения перекликается с мудростью Дистервега "Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить". Для этого в российском образовании провозглашен принцип вариативности. Сегодня возможен выбор и конструирование педагогического

процесса. А учителю необходимо осознать, что личность ученика уникальна. И максимально развить ее способности и возможности, как

подсказывает мой опыт работы последних трех лет, может только:

- формирование специальных умений и навыков на основе выстроен-

ной системы развития;

- технологически выстроенный процесс обучения;

- системная диагностика педагогического процесса;

- оптимальная коррекционная работа с учащимися.

Категория: Всем учителям
13.04.2015 12:39


Рекомендуем курсы ПК и ПП