СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема моего самообразования – «Воспитание экологического мышления и ценностного отношения к природе у учащихся через проблемное обучение в преподавании биологии». Я считаю, что проблемное обучение – один из самых рациональных и эффективных путей повышения познавательной активности учащихся. Основные принципы моей работы – это активизация познавательной, учебной и практической деятельности школьников, актуализация их знаний, индивидуальный подход к каждому. Основная цель учителя состоит в том, чтобы вызвать повышенный интерес учащихся к уроку. Учащиеся не должны быть пассивными слушателями, они должны быть сотрудниками образовательного процесса. Для достижения этого в своей работе я применяю педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые технологии (в среднем звене), проблемное обучение (проблемное изложение, частично-поисковый метод, исследовательский метод, эвристическое обучение, биологические задачи исследовательского характера, познавательные задачи). …Началом познания и отправной точкой всякого творчества исконно и справедливо считается удивление. Наше внимание неизменно останавливается на всем необычном, чем-то выделяющемся из числа прочих подобных вещей, из ряда вон выходящем. Ведь чем можно объяснить детскую любознательность? Исключительно тем, что ребенок почти со всем, что видит вокруг, встречается в самый первый раз в своей пока еще совсем коротенькой жизни. И, естественно, смотрит на мир удивленными, широко распахнутыми глазами. По мере взросления детей предметы и явления окружающего делаются для них обычными, особенного интереса к себе не возбуждают и мало-помалу попросту теряют в
глазах «средних» и старших школьников свою значимость. И процесс познания, смотришь, затормозился, пошел на спад. Вот отчего для педагогики губительны штамп и трафарет, вот почему учителю время от времени следует прибегать к «нестандарту», удивлять слушателей неожиданным поворотом суждений, ярким сравнением, парадоксом.
Очередное занятие с юными экологами можно начать, допустим, с такого вопроса: «Кто,
по-вашему, устроен более совершенно – человек или насекомое?». Ничего себе вопросик,
правда? Человек, конечно же, самое высокоразвитое существо на планете Земля. «Допустим, – продолжает учительница. – Но вы подумайте-ка вот над чем. Обыкновенный шмель прекрасно обходится без всякой одежды, и только в сказке мухе по имени Цокотуха, как вы помните, однажды подарили сапожки с золотыми застежками. Ни бабочка-капустница, ни жук-древоточец, например, не нуждаются в приготовлении пищи, а лягушка вообще может не есть, не пить с осени до весны. Так кого же матушка-природа создала более совершенным?» Да уж… Тут есть над чем поразмышлять. А тем временем учитель открывает книгу и читает: – Когда луна навсегда померкнет, а полуденное солнце будет еле светиться темно-красным светом, когда все моря замерзнут, а полярные шапки, расползаясь, сомкнутся на экваторе… когда давно опустевшие города рассыплются в пыль и всякая жизнь на планете будет идти к угасанию, под лучами состарившегося Солнца будет сидеть, чистя свои усики, крошечное насекомое – печальная букашка, последний остаток живой жизни на нашей планете…__
Книга закрывается, учительница обводит взглядом притихших кружковцев – вот теперь
можно начать беседу о жизни насекомых, о их сезонном «расписании», о их значении и… охране. «А что, кусачих мошек и комаров тоже надо беречь и защищать?» – слышится вопрос. «Пока подумайте над этим ответом сами, а теперь давайте отгадаем несколько загадок». Справившись с загадками, дети знакомятся с элементарной классификацией летающих и ползающих созданий, потом коллективно размышляют над тем, почему один из дальневосточных мотыльков называется хвостоносцем, небольшой жучок – дровосеком, а еще одна бабочка – переливницей. И опять слово – учителю: – Однажды мне пришлось услышать невеселую шутку: «Если хочешь природе добра, держись от нее подальше». Высказывание парадоксальное, но в нем заключена немалая доля истины. Охранять же мы с вами должны не только редких и исчезающих животных – нуждаются в охране и виды просто малочисленные представители живой природы. Вспомните, как над золотистыми головками хмеля летают шмели, вспомните неповторимое звучание пчелиной арфы в ветвях цветущей липы, с детства знакомую каждому песню кузнечика. Пусть все это оставит опечаток в вашем сердце как красота жизни, как память о самом дорогом. Что человек любит, то он бережет и охраняет. Я очень хочу, чтобы вы запомнили вот эти слова одного мудрого человека, писателя: «Я сорвал цветок, и он завял, я поймал мотылька, и он умер. И тогда я понял, что к природе можно прикоснуться только сердцем».
…
Рассказывая, например, о белках, ферментах, биополимерах и прочих премудростях органической химии, учительница может вспомнить забавный эпизод экскурсии школьников «на природу», привести интересное высказывание древнего философа либо к месту продекламировать стихи Гете:
Вот жизнь, что сфинкс! Закон ее – мгновенье,
И нет среди людей такого мудреца,
Кто б мог сказать толпе, куда ее движенье,
Кто мог бы уловить черты ее лица…
Естественно, что со времени, когда были написаны эти строки, минуло много лет, и ученые сумели многое открыть и многое переосмыслить, однако в пору жизни великого немца люди не имели ни малейшего представления об озоновых дырах, губительных последствиях ядерной реакции и парниковом эффекте. А ведь все это – не более как оборотная сторона научно-технического прогресса. Писатель Юрий Олеша высказал однажды мысль о том, что «развивается только ум, касающийся овладения материальным миром, – техника, наука. Ум, касающийся владения собой, не изменяется». В итоге приходится констатировать:
Шторма, землетрясения, цунами:
Как мы с природой, так она и с нами
© 2015, Киселёва Светлана Владимировна 521