СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Молдавские евреи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Молдова (румын. Moldova) — одно из придунайских княжеств, составлявшее вместе с Валахией королевство Румынии.

Евреи издавна проживали на территории Молдовы. В древней Дакии они появились в I веке нашей эры. Проживали главным образом в городах. Известно, что дакийский царь Децебал дал евреям города Тальмуса (по некоторым сведениям, ими же основанного) особые привилегии. Немало евреев пришло вместе с римлянами. Но, как считает румынский историк Николае Йорга, большая часть евреев покинула эти места во время нашествия варваров. Так или иначе, еврейские имена встречаются в грамотах первых молдавских господарей, относящихся к XIV–XV векам. Хотя, расположенная на пересечении важнейших торговых путей, земля издревле была привлекательна для еврейских купцов, о чем упоминается в документах XII века.

Документ от 1574 г. устанавливает факт проживания евреев в Молдове в правление Романа I (1391—1394) и Александра Доброго (1401—1433); оба эти правителя дали евреям хризобуллы, предоставлявшие им право повсеместного жительства, а также некоторые другие льготы.

В правление Стефана Великого (1457—1504) в Сучаве, тогдашней столице Молдовы, были евреи, торговавшие рогатым скотом. У Стефана при дворе был, в качестве интенданта, еврей Исаак бен-Вениамин Шор, который был возведен в звание логофета.

В начале XVI в. еврейское население Молдовы стало заметно усиливаться благодаря иммиграции из Польши и Германии. Стефан Молодой, желая населить Молдову христианами, а не евреями, стал предоставлять первым, эмигрировавшим преимущественно из Львова, всевозможного рода льготы, а при Петре Рареше уже начались правовые ограничения евреев, у которых, как и у армян, стали отбирать лошадей.

В 1579 г. Петр Хромой изгнал евреев из Молдовы; изгнание, однако, было непродолжительно, и во всяком случае при Стефане Томше II (1612) они уже снова стали селиться в Молдове. Хотя господарь Иммануил-Арон вступил на молдавский трон при сильной поддержке со стороны еврея-дипломата Соломона Ашкенази и, как многие утверждают, сам был еврейского происхождения, он был жесток к евреям.

До появления в Молдове казаков Хмельницкого (1648) господарь Василий Лупулл, издав против евреев некоторые ограничения, в общем, однако, относился к евреям благосклонно, но под влиянием казацких бесчинств начались и в Молдове избиения евреев; жестокости эти возобновились в 1652 г., когда в Молдове явился сын Богдана Хмельницкого, чтобы просить руки дочери Василия Лупулла; в это время много евреев эмигрировало из Молдовы. Впрочем, к этому же времени относится и появление евреев во многих местах Молдовы, где их раньше совершенно не было, так как одновременно с эмиграцией происходило и расселение их по территории Молдовы. Тогда же началась организация евреев в общины, во главе которых был поставлен хахам-баша (haham-bascha), назначаемый господарем и имевший власть не только над евреями Молдовы, но и Валахии.

Хахам-баша пользовался большими привилегиями, функции его были скорее светского, нежели религиозного характера, но в большинстве случаев он назначался из пользовавшихся известностью раввинов; под его властью во главе каждой значительной общины находились vekie haham bаcha (помощники его); кроме того, имелись также и нотабли, назначаемые господарями по рекомендации хахам-баши. В это время в Молдове было значительное число евреев; это видно из того, что секретарями Саббатая Цеви были молдавские евреи, а также среди франкистов и хасидов встречается много молдаван.

Зульцер утверждает (Geschichte des Transalpinischen Daciens, II, 150), что в середине XVIII веке в Молдове не было ни одного города и значительного местечка, где не существовало бы еврейской общины; на это указывает также большое количество раввинов и даянов в Молдове ко времени перехода Буковины к Австрии.

Перепись 1803 г. устанавливает 4000 евреев плательщиков налогов, что, разумеется, не совсем точно, так как общины, вероятно, скрывали истинное число евреев, могущих платить налоги; многие, однако, считают эту цифру преувеличенной; в 1775 г. во всей Молдове было 70 тыс. плательщиков.

Перепись 1803 г. указывает, что евреи жили во всех 24 молдавских городах, а также во многих деревнях и местечках. Значительное число евреев были pâmânteni, т. е. туземцами, а не иностранцами, как это утверждало румынское правительство, нарушая постановление Берлинского конгресса. Поселившиеся эмигранты легко принимались в число pâmânteni, которые, в сравнении с иностранными евреями, пользовались значительными привилегиями

Категория: Всем учителям
03.03.2017 19:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!