СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Молдавские евреи

Нажмите, чтобы узнать подробности

После того, как Бессарабия в 1812 г. была аннексирована Россией, она была включена в черту оседлости, и там поселилось многих евреев из других районов «черты». Ко времени прихода Российской власти в 1812 году, в Бессарабии проживала постоянная еврейская община, насчитывающая около 20000 человек. Там было 16 еврейских школ с количеством в 2100 учеников, и 70 синагог. Регион стал центром литературы на языках иврит и идиш.

Еврейское население, сконцентрировавшееся главным образом в Кишинёве и его уезде и в северной части области, возросло с 43 062 человек в 1836 г. до 228 620 человек (11,8% всего населения) в 1897 г. Существовавшее в России в отношении евреев законодательство здесь первоначально не применялось, поскольку Бессарабия сохраняла автономный статус. Благодаря этому евреи не были затронуты некоторыми из наиболее ограничительных законов, изданных в первой половине 19 в.

В 1835 г. российское законодательство в отношении евреев стало полностью применяться также и к бессарабским евреям. Во второй половине 19 в. особое значение для евреев Бессарабии приобрело ограничение права жительства в пограничных районах. По Парижскому мирному договору (1856), южная часть Бессарабии отошла к Османской империи и была включена в состав автономного княжества Молдова, и в результате многие места, включая Кишинев, стали пограничными районами. Однако ограничения не применялись строго, и тысячи евреев продолжали жить в Бессарабии, хотя указы об изгнании евреев выходили в 1869, 1879, 1886 и 1891 гг. «Майские законы» 1882 г. («Временные правила») тяжело отразились на евреях Бессарабии, так как значительная часть их жила в деревнях; их стали изгонять из сельских местностей.

Из Энциклопедии Брокгауза и Эфрона:

Русское правительство нашло здесь издавна поселившихся евреев; выделенные, по «Уставу образования Бессарабской области» 1818 г., в особое «состояние», они должны были вступить в одно из сословий: купеческое, мещанское или земледельческое, уплачивая подати и повинности наравне с прочим населением; устав ввел лишь одно ограничение: наряду с цыганами, евреи были исключены из категории лиц, пользовавшихся правом государственной службы; с другой стороны, в уставе было оговорено, что «привилегии, данные им (евреям) от молдавских господарей, сохранены будут во всей полности» (до 1854 г. область управлялась на основании не общего учреждения ο губерниях, а особого местного устройства).

Впрочем, привилегии были вскоре нарушены: так, в 1842 г. евреям было запрещено брать на откуп у помещиков и «резешей» земли, обрабатываемые свободными поселянами; любопытно, что по законам и обычаям Молдавии крещеные евреи освобождались лично навсегда от уплаты податей и повинностей, но закон 28 ноября 1830 г. заменил эту пожизненную льготу трехлетней. Русским евреям вообще не запрещалось селиться в Бессарабии, а евреям, подвергнутым, по повелению 1829 г., удалению из Севастополя и Николаева и поселившимся здесь, было предоставлено (1830), в виде изъятия из общих правил, пользоваться льготами по уплате повинностей, дарованными местным городам (в 1855 г. льготных: купцов I г. — 7, II г. — 15, III г. — 58).

По отношению к Бессарабии была установлена в 1838 г. льгота и для евреев-врачей. Здесь, как и в Новороссии, они могли, в виде исключения, поступать на государственную службу. Однако вместе с тем правительство настойчиво препятствовало жить здесь австрийским евреям, пользовавшимся в 40-х годах правом пребывания лишь вблизи границы, а не внутри страны; ходатайство австрийского посланника в 1846 г. сделать исключение для австрийских евреев из Одессы и окрестностей, вывозивших из губернии за границу рогатый скот, шерсть и сало, не было удовлетворено.

В 1858 году, вопреки желанию местных властей, государственный совет сохранил за евреями право быть поверенными у резешей-христиан.

Евреи проживали не только в городах, но и в уездах; были, впрочем, и такие селения, в которых пребывание евреям было запрещено (Втор. Полн. Собр. Закон., № 7905). Однако число местностей, открытых для жительства евреев, по всей вероятности, увеличилось, когда в 1838 г. было разрешено преобразовывать селения в местечки с предоставлением евреям права водворяться там.

В 1839 году на Бессарабию был распространен закон 1825 г. об удалении евреев, за некоторым исключением, на 50 верст от границы; закон 1858 г., смягчивший эту меру, был применен и к Бессарабии.

В 1846 г. последовало повеление ο производстве в 1847 и 1848 гг. переписи евреев (фактически она состоялась в 1848 и 1849 гг., а следующая специально еврейская перепись последовала в 1853 г.) и ο привлечении их, начиная с ближайшего набора, к исполнению рекрутской повинности, каковая мера и была осуществлена при десятом частном наборе в западной полосе.

По ревизии 1847 года, еврейского населения насчитывалось 20232 души и 5751 семейство (см. таблицу № 1).

Относительно 1864 г. сохранились сведения, представленные губернатором в министерство внутр. дел (см. табл. № 2).

Смотрите также Л.С. Берг. Этнографическая карта Бессарабии. (1924)

Когда нынешний Измаильский уезд, перешедший в 1856 г. к Молдове, был в 1878 г. возвращен России, местные евреи, не успевшие принести присягу в определенный срок, оказались в затруднительном положении; русские власти требовали их удаления, как иностранных подданных, румынское же правительство не допускало их к себе, как более не состоящих в румынском подданстве. По этому поводу сенат разъяснил в 1892 г., что для принесения присяги в 1878 году не был предуказан точный срок, а потому евреи, принадлежность коих к местному населению будет установлена достоверным образом, должны быть признаны русскими подданными. Во вновь присоединенном участке евреи терпели всяческие стеснения также ввиду закона 1858 г. ο проживании в 50-верстной пограничной полосе; администрация признавала право проживания здесь лишь за теми евреями, которые были записаны во время румынского господства в «роллы» (или в ревизские сказки до 1856 г.); между тем фактически лишь незначительная часть румынского населения заносилась в эти списки, и таким образом очень многие евреи стали подвергаться притеснениям и выселению.

Экономическая и духовная жизнь. В течение 19 в. экономическая структура бессарабского еврейства в основном не менялась. Евреи со своими традиционными занятиями играли значительную роль в экономике этого района. Примечательно, однако, что значительное число евреев стало заниматься сельским хозяйством. В период 1836–53 гг. было создано 17 сельскохозяйственных еврейских поселений, главным образом в северных районах Бессарабии. В 1858 г. в этих поселках насчитывалось 10 859 человек; 12,5% всего бессарабского еврейства занималось фермерством. Все же большинство поселков было со временем ликвидировано, особенно после опубликования «Временных правил». Вообще, с начала 1880-х гг. экономическое положение бессарабского еврейства ухудшилось как в результате периодических изгнаний из деревень и пограничных мест, так и вследствие аграрного кризиса в России. Многие обедневшие евреи эмигрировали в Америку.

В 1898 году, по данным Еврейского колонизационного общества, из 38 фабрично-заводских предприятий Кишинева 29 принадлежали евреям. Из пяти типографий города четырьмя владели евреи. Среди еврейского населения были особенно развиты швейное и деревообрабатывающее производства. Кишиневские евреи занимались торговлей сельскохозяйственными продуктами, тканями и одеждой, извозным промыслом. Евреи были носильщиками и грузчиками, сезонными рабочими на виноградных плантациях.

В 1812 году в городе была построена Большая синагога, спустя некоторое время открылась еврейская больница, а в 1838 году – первое еврейское училище с широкой общеобразовательной программой. В 1858 году, наряду с двумя казенными еврейскими училищами и одним частным женским, было 46 хедеров, а с 1860 года существовала хасидская ешива, одна из первых на юге России. В 1867 году в Кишиневе уже проживало свыше 18 тыс. евреев. Помимо синагоги здесь имелось 28 молитвенных домов. В 1897 году евреи города (около 50 тыс.) составляли 45,9% населения.

Главным фактором духовной жизни евреев был хасидизм. Наибольшим влиянием пользовались цаддики из рода Фридманов и Тверских. В 1830–40-е гг. в Бессарабию проникла и стала распространяться Хаскала. В конце 1840-х гг. были открыты государственные еврейские школы. Появились также частные еврейские школы, а позднее многие евреи Бессарабии, особенно зажиточные, стали посылать своих детей в общие школы. После погромов 1880-х гг. на юге России, в Бессарабии, как и в других местах были основаны группы Ховевей Цион; наиболее значительные из них находилась в Кишиневе. В конце 1880-х и начале 1890-х гг. возникло движение за создание еврейских поселений в Эрец-Исраэль. Делегаты из Бессарабии приняли участие в учредительном заседании Одесского комитета Ховевей Цион (апрель 1890 г.).

Сионисты Бессарабии были представлены на 1-м Сионистском конгрессе (1897) делегатом от Кишинева Я‘аковом Бернштейн-Коганом. К концу 19 в. – началу 20 в. в Бессарабии появился ряд еврейских поэтов и писателей, многим из которых суждено было сыграть важную роль в литературе на идиш и иврите (Эли‘эзер Штейнбарг, Иехуда Штейнберг, С. Бен-Цион, Я‘аков Фихман, Хаим Гринберг и другие).

Категория: Всем учителям
03.03.2017 19:52


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!