СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивация.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не вызывает сомнения тот факт, что у любого педагога нередко возникает проблема формирования у школьников положительной мотивации к обучению вообще и к своему предмету в частности. В этих целях используются различные приемы: использование интересной и занимательной информации, игровых моментов, активных форм обучения, замена реальной оценки действий школьников несколько завышенной, потенциальной и т.д. Но при этом обнаруживается кратковременность и неустойчивость этой мотивации у учащихся. Отыскать причину низкой эффективности несложно:

  • перегрузка однообразным учебным материалом;
  • несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;
  • ограниченные возможности для творческого самоуправления.

Как же повысить мотивацию ребенка к обучению? Существуют научные разработки, посвящённые этому вопросу. Но все-таки нет единого рецепта для всех, каждый педагог решает этот вопрос по-своему. У каждого есть свои методы, приемы для повышения интереса ученика к предмету.

Для себя я выделяю три основных принципа мотивации к обучению:

Во-первых, принцип доброжелательности. Если учитель сумел расположить к себе детей, то это уже огромный стимул к изучению предмета. На уроке надо установить доверительные отношения. Формализм губит общение. Доброжелательные отношения между учителем и учениками поможет преодолеть многие трудности, в том числе и дисциплинарные. Велика роль юмора и экспромта на уроке. Очень часто от ребят можно услышать такую фразу: "Я люблю ходить на этот урок, потому что мне нравится учитель". Это утверждение немаловажно. Если учитель сумел расположить к себе детей, то это уже огромный стимул к изучению предмета.

Во-вторых, принцип новизны. Любые новые формы и приёмы работы всегда интересны на занятии. Увлечение учащихся проходит со временем. Через несколько уроков то, что вызывало бурный интерес и "проходило на ура", начинает терять свою изюминку. Следовательно, одна из главных задач учителя - поддерживать интерес ребёнка, предлагая ему новые виды деятельности, ту работу, с которой он еще не был знаком. Конечно, очень сложно сделать новым каждый урок. Но можно сделать «новым» небольшой элемент урока, к обычному упражнению придумать необычное задание, устроить опрос в необычной форме.

В-третьих, принцип неожиданности. Данный принцип заключается не в том, чтобы в начале урока сообщить учащимся: "Ребята, сегодня у нас необычный урок: мы попадём в сказку". Учащиеся быстро понимают, что урок-путешествие - это всего лишь выполнение заданий учителя, но только в другой форме. Задание или форма работы, предложенная учителем должна стать тем, что учащиеся не предполагали увидеть на уроке.

Стараюсь каждый успех ученика оценить словом, жестом, взглядом, мимикой. Ведь главная цель оценки – это стимулировать процесс познания. Детям нужен успех, а степень успешности определяет желание работать и узнавать новое.

В некоторых случаях ставлю отметку «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность в будущем. Для меня важно показать, что я верю в ребёнка, а ему необходимо что-то сделать по-другому, чуть больше стараться.

Чтобы отметить успех ребёнка, получившего хорошую отметку, задаю ему вопрос: «Как тебе удалось так хорошо выполнить работу? Как ты к ней готовился? Поделись опытом со своими одноклассниками».

Отдельный вопрос мотивации учащихся – это развитие мотивации к чтению. Заставить современного ребенка читать невозможно. Не работают такие аргументы, как обязательный экзамен по русскому языку, где в сочинении нужно приводить литературные аргументы, не испугаешь учеников и обязательным итоговым сочинением по литературе в 11 классе. Современные школьники умеют хорошо приспосабливаться и находить выход из любых ситуаций (читают краткое изложение произведения, слушают аудиозапись и т. д.)

Как же мотивировать ребенка к чтению? Специалисты утверждают, что самым сильным стимулом, подвигающим ребенка к книге, является испытанное ими эмоциональное потрясение, возникающее в результате сопереживания с героями книги. Оно пробуждает к жизни богатство внутреннего мира: чувства, ассоциации, мышление, воображение, полностью захватывая и увлекая человека.

Это возникает тогда, когда у ученика появляется чувство личной сопричастности с тем, что происходит в произведении. Поэтому никогда не жалею на уроке времени для эмоционального пересказа какого-то эпизода произведения или биографии писателя. При этом стараюсь вызвать на диалог ребят, чтобы они тоже высказали своё мнение. Могу рассказать, какие писатели, поэты, произведения и герои нравились мне в их возрасте, а что не нравилось, что я не понимала в силу возраста, но поняла позднее.

Очень хорошо, если в классе есть читающий ученик. В присутствии других ребят можно обсудить какую-то прочитанную только им книгу. Бывает так, что это обсуждение вызывает интерес у других детей, и они спрашивают автора и название произведения, чтобы прочитать его самостоятельно.

Таким образом, каждый день, взаимодействуя с ребёнком, мы делаем серьёзный вклад в его будущее. Принуждением глубинную мотивацию выработать невозможно. Поэтому и учителям, и родителям нужно выстраивать доверительные отношения с ребёнком, чтобы убедить его в том, что обучение – это для него, это в его интересах.

Категория: Всем учителям
26.10.2017 22:02


Рекомендуем курсы ПК и ПП