Мотивация играет немаловажную роль в жизни каждого человека. Проблема мотивации и мотивов поведения в деятельности - одна из основных в психологии. Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Рассмотрим частный случай мотивации - учебная мотивация. По мнению С.Л. Рубинштейна, главный мотив осознанной учебной деятельности связан либо с самим интересом к знанию, либо с осознанностью его «нужности» в бедующей деятельности.[4]
Мотивация - это сочетание интеллектуальных, физиологических и психических процессов, которые в конкретных ситуациях предопределяют то, насколько решительно действует человек и в каком направлении сосредоточивается его энергия. [5]
Актуальность данной работы состоит в том, что в современной жизни роль обучения стала одной из важнейших, а молодежь, зачастую, не желает учиться, не заинтересована в этом.
Целью статьи является изучение особенностей учебной мотивации студента и разработка рекомендаций по ее развитию.
На своих уроках я сталкиваюсь со следующей проблемой – у студентов не сформированы потребности в знаниях, нет интереса к учению, с сожалением констатирую: "не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». Как следствие этого успеваемость падает, качество знаний не растет. Задача для преподавателя - активно применять самые разнообразные методы стимулирования и мотивации.
Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:
1. Образовательным учреждением.
2. Организацией образовательного процесса.
3. Субъектными особенностями студента (возраст, пол, самооценка и пр.).
4. Субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к студенту, к делу.
5. Спецификой учебного предмета.[1]
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
1. Первый уровень – высокий уровень мотивации, учебной активности.
2. Второй уровень – хорошая мотивация.
3. Третий уровень – положительное отношение к колледжу, но учебное заведение привлекает таких студентов внеучебной деятельностью.
4. Четвертый уровень – низкая мотивация. (Эти студенты посещают колледж неохотно, предпочитают пропускать занятия).
5. Пятый уровень – негативное отношение к обучению (испытывают серьезные трудности в обучение).[2]
Причина спада мотивации у студентов:
1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
2. Отношение обучающегося к преподавателю, отношение преподавателя к студенту.
3. Личная значимость предмета.
4. Умственное развитие студента.
5. Непонимание цели учения.[1]
Как же повысить мотивацию студентов?
Рассмотрим некоторые способы повышения мотивации у студентов и обучающихся профессиональных образовательных учреждений.
1. Возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность.
2. Использование активных методов обучения.
3. Использование различных педагогических технологий.
4. Основным мотивом учения является внутренняя побудительная сила. Я стараюсь «разбудить» внутреннюю мотивацию, ориентирование на результат, доказать, что предмет действительно будет полезен студентам в будущем.
5. Разные способы раскрытия учебного материала.
6. Создание проблемной ситуации, споров, дискуссий.
7. Нестандартная форма проведения уроков, интеграция обучения.
8. Создание ситуации успеха.
9. Применение поощрения и порицания.
10. Использование современных инновационных технологий.
11. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.
12. Внеклассные мероприятия по предметам (проведение предметных недель, олимпиад).
13. Вера педагога в возможности студента (сотрудничество "преподаватель - студент").
14. В целях морального и материального стимулирования труда студентов публично отмечать их успехи при отличном и хорошем окончании сессии (благодарность, благодарственное письмо родителям).
12. Расширять функциональные обязанности студентов.
В заключении хочется отметить, искусство воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих». Следует сказать, что повысить учебную мотивацию студентов не так уж сложно, главное – это желание преподавателя, абсолютно согласна со словами Дейла Карнеги: «… на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать — заставить человека захотеть это сделать»[3]
Литература:
1. Е.Б. Ковалева и В.Д. Харченко «Мотивация учения школьников: диагностика и формирование».
2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2003.
3. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение 1990.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПБ.: Питер, 2011.
5. Хекхаузен. Х. Мотивация и деятельность - СПб.: Питер, 2003.