СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивация как основной компонент учебной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мотивация играет немаловажную роль в жизни каждого человека. Проблема мотивации и мотивов поведения в деятельности - одна из основных в психологии. Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Рассмотрим частный случай мотивации - учебная мотивация. По мнению С.Л. Рубинштейна, главный мотив осознанной учебной деятельности связан либо с самим интересом к знанию, либо с осознанностью его «нужности» в бедующей деятельности.[4] Мотивация - это сочетание интеллектуальных, физиологических и психических процессов, которые в конкретных ситуациях предопределяют то, насколько решительно действует человек и в каком направлении сосредоточивается его энергия. [5] Актуальность данной работы состоит в том, что в современной жизни роль обучения стала одной из важнейших, а молодежь, зачастую, не желает учиться, не заинтересована в этом. Целью статьи является изучение особенностей учебной мотивации студента и разработка рекомендаций по ее развитию. На своих уроках я сталкиваюсь со следующей проблемой – у студентов не сформированы потребности в знаниях, нет интереса к учению, с сожалением констатирую: "не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». Как следствие этого успеваемость падает, качество знаний не растет. Задача для преподавателя - активно применять самые разнообразные методы стимулирования и мотивации. Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов: 1. Образовательным учреждением. 2. Организацией образовательного процесса. 3. Субъектными особенностями студента (возраст, пол, самооценка и пр.). 4. Субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к студенту, к делу. 5. Спецификой учебного предмета.[1] Выделяют пять уровней учебной мотивации: 1. Первый уровень – высокий уровень мотивации, учебной активности. 2. Второй уровень – хорошая мотивация. 3. Третий уровень – положительное отношение к колледжу, но учебное заведение привлекает таких студентов внеучебной деятельностью. 4. Четвертый уровень – низкая мотивация. (Эти студенты посещают колледж неохотно, предпочитают пропускать занятия). 5. Пятый уровень – негативное отношение к обучению (испытывают серьезные трудности в обучение).[2] Причина спада мотивации у студентов: 1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего. 2. Отношение обучающегося к преподавателю, отношение преподавателя к студенту. 3. Личная значимость предмета. 4. Умственное развитие студента. 5. Непонимание цели учения.[1] Как же повысить мотивацию студентов? Рассмотрим некоторые способы повышения мотивации у студентов и обучающихся профессиональных образовательных учреждений. 1. Возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. 2. Использование активных методов обучения. 3. Использование различных педагогических технологий. 4. Основным мотивом учения является внутренняя побудительная сила. Я стараюсь «разбудить» внутреннюю мотивацию, ориентирование на результат, доказать, что предмет действительно будет полезен студентам в будущем. 5. Разные способы раскрытия учебного материала. 6. Создание проблемной ситуации, споров, дискуссий. 7. Нестандартная форма проведения уроков, интеграция обучения. 8. Создание ситуации успеха. 9. Применение поощрения и порицания. 10. Использование современных инновационных технологий. 11. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. 12. Внеклассные мероприятия по предметам (проведение предметных недель, олимпиад). 13. Вера педагога в возможности студента (сотрудничество "преподаватель - студент"). 14. В целях морального и материального стимулирования труда студентов публично отмечать их успехи при отличном и хорошем окончании сессии (благодарность, благодарственное письмо родителям). 12. Расширять функциональные обязанности студентов. В заключении хочется отметить, искусство воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих». Следует сказать, что повысить учебную мотивацию студентов не так уж сложно, главное – это желание преподавателя, абсолютно согласна со словами Дейла Карнеги: «… на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать — заставить человека захотеть это сделать»[3] Литература: 1. Е.Б. Ковалева и В.Д. Харченко «Мотивация учения школьников: диагностика и формирование». 2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2003. 3. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение 1990. 4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПБ.: Питер, 2011. 5. Хекхаузен. Х. Мотивация и деятельность - СПб.: Питер, 2003.
Категория: Психологу
23.03.2015 19:27


Рекомендуем курсы ПК и ПП