СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Мотивация труда – проблема, прежде всего психологическая. Никакие формы и методы мотивации не смогут дать нужного эффекта, если при их разработке и внедрении не будут учтены основные взаимосвязи психики человека с внешним миром. Наиболее комплексно эти взаимосвязи отражены в описанных выше психологических механизмах побуждения. Для понимания работы этих механизмов полезно знать общие и специфические требования к организации мотивации труда.
Успех мотивации трудовой деятельности решающим образом зависит от того, насколько реализуются такие требования, как умелый выбор цели, выдвижение их перед людьми, увлечение этими целями.
Также, важнейшим требованием организации мотивации труда является обеспечение личной заинтересованности человека в труде. Личная заинтересованность – это желание человека действовать в целях, достижение которых соответствует его потребностям и интересам, удовлетворяет его ожидания. Чем полнее реализуется личная заинтересованность, тем больше человек расположен и увлечен деятельностью, которая способствует этому. Снижение личной заинтересованности в труде ведет к обострению восприятия человеком негативных сторон характера труда, его организации, взаимоотношений в коллективе, а в итоге к снижению производительности труда.
Наряду с общими требованиями мотивации труда следует соблюдать ряд специфических требований:
1. Всесторонний учет объективных условий труда, которые могут оказать или оказывают воздействие на формирование впечатлений и представлений работника о труде, на его психофизиологическое состояние. Рассмотрим некоторые из этих условий: температура помещения, освещение помещения, цветовое оформление оборудования и помещения; постановка информации; ритм работы, организация рабочего места; нормирование труда, санитарно-гигиенические условия, взаимоотношения в коллективе.
2. Обеспечение органического единства материальных и моральных стимулов, непрерывности сочетания материального и морального побуждения сознательного отношения людей к труду.
3. Ведущими методами мотивации труда являются, поощрение и наказание, которые выступают в виде конкретных мер материального и морального побуждения людей к сознательному отношению к труду.
Мотивация труда выполняет роль своеобразного механизма, непосредственно воздействующего на сознание человека.
- Определенность – то есть необходимо предусмотреть то, насколько мотивационная система верно ориентирует работников профессионально и нравственно. Мотивация труда должна нацеливать людей на решение конкретных задач производства. Последовательное соблюдение принципа определенности в мотивации предполагает не только экономический, но и морально-психологический аспект последствий, которые могут быть вызваны введением тех или иных показателей. Данные показатели мотивации должны быть, в свою очередь, продуманными. Необходимо прогностически определить их последствия, их воздействие на сознание людей.
- Справедливость. Особое значение данный принцип имеет при применении материального и морального взыскания.
- Своевременность. Психологический эффект поощрения и наказания непосредственно связан с данным принципом. Нередко несоблюдение сроков стимулирования является одной из причин текучести кадров с предприятия.
- наглядность. Данный принцип активнейшим образом воздействует на сознание людей (фотовыставки, доски почета и т.д.). В наглядном выражении нуждается вся система и материального и морального стимулирования. Иначе говоря, чем нагляднее стимулирование, тем выше психологический эффект его применения.
Таким образом, необходимо особо отметить, что люди не безразличны к формам выражения мотивации, ее подачи. Все названные психолого-педагогические принципы образуют систему, применение которой требует строгой последовательности и умелого воплощения при организации мотивации труда.
© 2017, Дементева Бэла Александровна 281