СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивационная сфера.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, фор­мирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Все жела­ния ребенка раннего возраста были одинаково сильны. Если разные желания возникали одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для не­го ситуации выбора.

Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагиро­вать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей».

Наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение на­грады. Более слабый — наказание (в общении с детьми это, в первую оче­редь, исключение из игры), еще слабее — собственное обещание ребенка.

Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ре­бенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

В этот период начинает складываться индивидуальная мотиваци о иная система ребенка. Разнообразные мотивы, присущие ему, приобретают от­носительную устойчивость. Среди мотивов, обладающих разной силой и значимостью для ребенка, выделяются доминирующее мотивы — преобла­дающие в мотивационной иерархии.

Долго наблюдая за поведением старшего дошкольника, можно опреде­лить, какие мотивы для него наиболее характерны. Один ребенок постоянно соперничает со сверстниками, стараясь лидировать и во всем быть первым, у него доминирует престижная (эгоистическая) мотивация. Другой, наоборот, старается всем помочь; интересы детсадовской группы, общие игры, радости и заботы для него — главное.

Жизнь дошкольника гораздо более разнообразна, чем жизнь в раннем возрасте. Появляются, и новые мотивы. Это мотивы, связанные с форми­рующейся самооценкой, самолюбием, — мотивы достижения успеха, сорев­нования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами, и некоторые другие, мотивы общения, мотив самоут­верждения.

Индивидуальность. Под основными, или базовыми, качествами лич­ности понимаются те, которые начинают оформляться в раннем детстве, до­вольно скоро закрепляются и образуют устойчивую индивидуальность чело­века. Это фундаментальные черты личности, доминирующие мотивы и потребности.

Основные личностные качества являются устойчивыми потому, что их развитие зависит от генотипических, биологически обусловленных свойств организма. К числу таких личностных качеств относятся, например, экстра­версия и интроверсия, тревожность и доверие, эмоциональность и общи-

тельность, невротичность и другие. Они складываются и закрепляются у ре­бенка в дошкольном возрасте, в условиях взаимодействия факторов геноти­па и среды.

Механизмы формирования индивидуальности. Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте происходит на основе прямого подражания окружающим людям, особенно взрослым и сверстникам. Подражание сопро-вождатся закреплением наблюдаемых форм поведения первоначально в ви­де внешних подражательных реакций, а затем — в форме демонстрируемых качеств личности. Нравственно-этической селективностью подражание в этом возрасте не обладает, поэтому дети с одинаковой легкостью могут ус­ваивать как хорошие, так и плохие образцы поведения.

Особую роль в личностном развитии ребенка играет восприятие и оценка ребенком своих родителей. Те из родителей, кто является хоро­шим объектом для подражания и одновременно вызывает к себе положи­тельное отношение ребенка, способны оказывать на его психологию и пове­дение наиболее сильное влияние.

Самое заметное воздействие родители оказывают на детей в возрасте от трех до восьми лет, причем между мальчиками и девочками имеются оп­ределенные различия. У девочек психологическое влияние родителей начи­нает чувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков. Маль­чики значительно меняются под воздействием родителей в промежутке вре­мени от пяти до семи лет, т. е. на три года меньше.

Формирование характера. В младшем и среднем дошкольном детстве продолжается формирование характера ребенка. Он складывается под влиянием наблюдаемого детьми характерного поведения взрослых. В эти же годы начинают оформляться такие важные личностные качества, как ини­циативность, воля, независимость.

Формирование этических норм. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.

В младшем дошкольном возрасте ребенок способен оценить только чужие поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. Воспринимая сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным персонажам, глобально оценивает их как хороших или плохих. Этому способствует и построение наиболее простых детских сказок: заяц всегда положительный герой, а волк — обязательно от­рицательный. Ребенок переносит свое общее эмоциональное отношение к

персонажу на его конкретные поступки, и оказывается, что все действия зай­ца одобряются потому, что он хороший, а волк поступает дурно, потому что он сам плохой.

Постепенно эмоциональное отношение и этическая оценка начинают дифференцироваться. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосно­вать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Скажем, в сказке «Иван-царевич и серый волк» Иван-царевич ведет себя по-детски не­посредственно, это — положительный, привлекательный образ, с которым ребенок себя идентифицирует. Но его поступки, идущие вразрез с мудрыми советами волка, оцениваются как «плохие» и «неправильные».

У старших дошкольников эмоциональное отношение к герою сказки определяется этической оценкой его действий. Дети начинают судить о по­ступках не только по их результатам, но и по мотивам; их занимают такие сложные этические вопросы, как справедливость награды, возмездие за при­чиненное зло и т.п.

Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способ ность оценивать свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает.

Возникает первичное чувство долга, проявляющееся в наиболее про­стых ситуациях. Оно вырастает из чувства удовлетворения, которое испыты­вает ребенок, совершив похвальный поступок, и чувства неловкости после неодобряемых взрослыми действий. Начинают соблюдаться элементарные этические нормы в отношениях с детьми, хотя и избирательно. Ребенок может бескорыстно помогать сверстникам, которым симпатизирует, и прояв­лять щедрость по отношению к тому, кто вызвал у него сочувствие.

Усвоение этических норм протекает быстрее при определенных отно­шениях в семье. Дети принимают стиль поведения и установки взрослых. В общении с безусловно любящими их родителями они получают не только по­ложительные или отрицательные эмоциональные реакции на свои поступки, но и объяснения, почему одни действия следует считать хорошими, а другие плохими. Все это приводит к более раннему осознанию этических норм пове­дения.

17.04.2018 21:33


Рекомендуем курсы ПК и ПП