СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Mshemekeeva

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта по теме:

 «Сохранение и укрепление здоровья младших школьников»

 Подготовил учитель

начальных классов Шемекеева М.К.

ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Четырла

Слайд1 Работая в начальной школе,  я поняла, что условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера в которой живёт ребёнок, целиком и полностью зависит от взрослых, которые бесспорно несут ответственность за счастье и здоровье детей. В задачу учителя начальных классов, я считаю, входит пробудить скрытые в каждом ребёнке продуктивные силы, тягу к гармонии , красоте и здоровью.

   На протяжении нескольких лет для самообразования я выбирала темы, связанные с изучением личности ребёнка.  Пыталась разобраться в психологических причинах плохого поведения и разном уровне   обученности  детей в одном классе. И пришла к выводу:  если у ребёнка проблемы со здоровьем, он не может быть хорошим учеником. Но рассматривать здоровье в этой ситуации нужно не только как физическое состояние и самочувствие, а гораздо шире - и  как эмоциональное, душевное и психологическое благополучие человека. 

Мне очень понравилось высказывание, что здоровье – это не просто отсутствие болезней….

Здоровье – это состояние полного психического ,физического, социального  и духовного благополучия  человека.   

    Когда  я познакомилась со своим очередным набором первоклассников, оказалось что в классе есть дети из неполных семей, три семьи из которых неблагополучные. Тогда мною было принято решение составить из всей прочитанной литературы индивидуальный для моего класса план работы. Который бы включал в себя всевозможные здоровьесберегающие технологии и учитывал психологический аспект.

Образовательное учреждение - это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на детей.  Для себя я  выделила факторы образовательной среды  особо значимые  для сохранения  здоровья   детей. Слайд 2

Среди них:

-организация процесса воспитания и образования (длительность занятий и перерывов);

-психический фон занятий (доброжелательность);

-санитарно-гигиенические условия (проветривание помещений, чистота,  цветовое оформление, озеленение классной комнаты.)

-двигательный режим детей.

Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей раннего возраста ,снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонение в социальном поведении. В силу этих причин проблема сохранения здоровья  детей становится особенно актуальной  во всех сферах  человеческой деятельности и особо остро - в образовательной области,  где всякая практическая работа,  направленная на укрепление здоровья детей разного возраста путём совершенствования служб  здравоохранения, не принесла ощутимых результатов. Если педагог хочет воспитать здоровую личность, он должен направлять свою внимание на внутренние ощущения детей, понимая, что у детей преобладает непроизвольное внимание. Ребёнок способен сосредоточиться лишь на том, что ему нравиться, а не на том что «надо» учителю. Опытный педагог умеет приёмами преодолеть усталость, уныние и неудовлетворённость учащихся. У детей развита интуитивная способность «улавливать»  эмоциональное состояние взрослых  потому, что они не придают такого значения словам, как взрослые. (Дети читают по глазам и жестам). Очень важно, чтобы взрослый не выдавал свою неприязнь, если она зародилась, чтобы доброта излучалась постоянно. Именно через опыт совместного переживания у ребёнка может развиться  эмпатия, (умение  сопереживать) как полярность эгоизму.

  В массовой практике часто встречаются случаи жестокого наказания детей. Взрослые должны понимать, что ребёнку нужно давать право на ошибку. На родительских собраниях и в индивидуальных беседах я  объясняю родителям, что каждый способен совершить ошибку, а дети тем более. Но дети должны твёрдо знать, что определённые шибки нельзя  совершать   никогда. Однако  если уж ошибка совершена, дети должны уметь извиниться перед тем,  кто пострадал. Если взрослые постоянно укоряют ребёнка его ошибками, не принимают извинения, не дают их забыть, то у ребёнка может развиться комплекс неполноценности, как излом характера на всю жизнь. А отсюда  и появляются трудные дети. Но этих психологических проблем можно избежать,  если проводить с родителями регулярные беседы. Поэтому  проблема  укрепления  именно психологического здоровья подрастающего поколения очень актуальна  в наше непростое  время. Знакомство с литературой  тоже показало,  что проблема психологического здоровья привлекала и ранее внимание многих исследователей из самых различных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, социологов.

На основе многих научных идей по проблеме сохранения и укрепления здоровья школьников я разработала: комплекс мероприятий, направленных на профилактику простудных заболеваний; систему уроков здоровья, обучающих гигиеническим навыкам и способам управления своими чувствами; правила поведения для достижения максимального комфорта в классе.                                                                                  

Считаю, что важно не только научить детей грамоте, но и  воспитать  порядочного человека, адекватно оценивающего свою личность  и способного принести пользу обществу. Таким  человеком может стать не только физически  здоровый ребёнок, но и испытывающий душевный комфорт в коллективе, осознающий целостность своей личности. 

Технология опыта: 

Я поставила перед собой цель: научить детей быть здоровыми душой и телом. Стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения  в согласии с законами природы.

Задачи: формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; обеспечение физического и психического саморазвития.

Считаю, что обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства,- актуальная задача современного образования.. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить,  беречь и укреплять своё  здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Чтобы достичь, поставленную  перед собой, цель я решила проводить уроки здоровья. Включила их в  план своей воспитательной работы. Для того чтобы уроки здоровья  стали эффективным средством развития  и воспитания детей, нужно выполнять определённые условия: ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний, но и на становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний в поведении. Нужно учитывать, что ребёнок, изучая себя, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность. Моя методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком. Делаю акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей. Слайд 3. Содержание занятий наполняю сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Считаю, что мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.  Уроки здоровья о пище провожу в столовой. Слайд 4. Здесь изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой, закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережёвывание пищи, разумное отношение к приёму жидкости). Уроки здоровья по другим темам провожу либо в классе, либо на свежем воздухе. Слайд 5. 

  Помимо внеклассных занятий на обычных уроках  использую различные методы здоровьесберегающих технологий. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяют две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике педагогики оздоровления как наилучшим. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов  в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. На своих уроках я использую такие методы обучения как:  рассказ, беседа Слайд 6,рисование,Слайд 7 демонстрация, упражнения,

Слайд 8 практический метод, ситуационный, игровой метод соревновательный метод. Слайд 9 Ежедневно до 1 урока дежурные проводят утреннюю разминку. Слайд 10. На каждом уроке отвожу время для физминуток: Слайд 11 после комплекса разминочных упражнений начинаю проводить лечебную гимнастику в игровой форме. В процессе этих упражнений дети могут смеяться, гримасничать, свободно выражать свои эмоции; они полностью раскрепощаются и не думают о терапевтическом эффекте, который дают эти упражнения.

  В полном  объёме использую информационно - обучающий приём: на родительских собраниях провожу лекции, раздаю памятки, рекомендации родителям. Слайд 13 Приглашаю психолога и медицинских работников для просвещения родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья малышей. На педагогических советах, посвящённых теме укрепления здоровья учащихся, выступаю с докладами и презентациями о своей работе.

Считаю, что залог хорошего самочувствия детей на уроке – свежий воздух в классной комнате. Поэтому в обязанности дежурных входит регулярное проветривание помещения в любое время года. Слайд 14 У нас в классе очень много комнатных цветов, за которыми дети ухаживают самостоятельно. Ребята знают, что все цветы поглощают вредный здоровью углекислый газ и выделяют кислород. Но есть особо полезные цветы, так называемые растения- санитары воздуха, которые убивают все вредные вещества в  воздухе в радиусе нескольких метров от себя.  К этим растениям дети относятся с особой заботой: протирают их листочки, опрыскивают….

Здоровье ребёнка зависит от многих, перечисленных выше факторов. Но особое внимание я уделяю такому  фактору, как психологический комфорт. В наше непростое время дети часто предоставлены сами себе. После  уроков они могут самостоятельно смотреть кровавые боевики, подрывающие психику, зарубежные мультфильмы с раздражающей слух музыкой. Противостоять этому учитель не в силах, но  компенсировать получение положительных и правильных эмоций можно. Я нашла выход  в релаксационной музыке.  Эту спокойную, приятную музыку я ставлю  на  уроках трудового обучения, изобразительного искусства, литературного чтения. Она  совсем не похожа на ту, которую дети слышат с экранов телевизора. Музыка со звуками природы также благоприятно влияет на поведение, психику ребёнка и восприятие им окружающего мира. Недопустим, я считаю, авторитарный стиль.  Одним из методов здоровьесберегающей педагогики, которым я пользуюсь, является ведение дневников здоровья и тетрадей развития ребёнка. Дневник здоровья находится у детей, они, самостоятельно заполняя его, учатся следить за своим самочувствием. Иногда учитель, заглянув в дневник, может понять причины того или иного состояния ребёнка.

В диапазон опыта входит: система внеклассной работы, использование здоровьесберегающих технологий на уроках.

Результативность опыта.  Каждый год при помощи психолога проводится мониторинг самооценки учащихся, выявляется уровень школьной мотивации,  под наблюдением находится  развитие познавательных процессов учащихся. Уроки психологического здоровья принесли свои плоды.  Дети стали уверены в своих силах, не боялись допустить ошибку у доски, увереннее общались со сверстниками и взрослыми. Мониторинг самооценки учащихся показал, что детей с адекватной самооценкой к концу четвёртого класса стало намного больше. Когда дети перешли в пятый класс, учителя - предметники отмечали высокий уровень воспитанности учеников. Дети отличались хорошей дисциплиной и трудолюбием. Необходимо отметить и высокий уровень развития личности учеников. Дети быстро адаптировались к новым условиям, переход на следующую ступень обучения не был для них столь болезненным как для остальных учеников. Высокий результат   достигнут, я считаю, за счёт личной заинтересованности учителя и тесного контакта с родителями учащихся. Насколько стабильны эти результаты, можно судить, по мнению учителей старших классов и опять же по наблюдениям психолога.  Я  очень довольна, что вовремя смогла рассмотреть проблемы данного класса и принять необходимые меры. Можно просто давать детям знания и с чувством выполненного долга идти домой, а можно учить, отдавая частичку своей души, доброжелательно относится к детям, быть внимательным к их проблемам. Тогда   результат обязательно превзойдет все ожидания.

Важно не развить у ребёнка комплекс неполноценности, а наоборот помочь  поверить в свои силы. Под комплексом неполноценности понимают особенности поведения, вызванные устойчивым представлением о физической, психической или моральной ущербности. У детей впечатлительных и физически ослабленных может сформироваться комплекс неудачника. К таким печальным последствиям приводят психогенные факторы. Это такие условия, которые вызывают нервно-психические заболевания, травмирующие душу. К сожалению, нередко в семьях процветают эти психогенные факторы.

 И учитель в школе   обязан с особой заботой  относится к таким детям                                                             Здоровье ребёнка напрямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Ребёнок, находящийся в спокойном состоянии, меньше болеет, легче переносит случившееся заболевание, быстрее выздоравливает. Дети, возвращаясь в школу после болезни, в процессе лечения не успели восстановиться, у них повышена утомляемость, неустойчивое внимание, прочее выздоровление может продолжаться долго. Педагоги должны «щадящее»  относиться к таким детям. Педагог должен знать диагноз каждого переболевшего ребёнка, рекомендации врача. Если ребёнок здоров. Он обязан посещать школу. 

09.01.2015 12:40


Рекомендуем курсы ПК и ПП