СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыка в интегрированном процессе комплексного взаимодействия искусств

Нажмите, чтобы узнать подробности

В эстетическом воспитании младших школьников в последнее время обозначился интеграционный процесс комплексного взаимодействия искусств. Интеграция литературы, изобразительных искусств и музыки в мировоззренческо-методологическом аспекте определяется пониманием того, что разные виды искусств рефлектируют по поводу одного и того же предмета – человека.

Стремление снять отчуждённость друг от друга предметов эстетического цикла наблюдается во многих работах В.В. Видгофа, М.С. Канага, И.В. Кошминой, Б.М. Неменского и др. Эти авторы рассматривают понимание интегративного подхода как средства обучения. Механизмом в данном случае является нахождение общей платформы сближения предметных знаний. Другой – понимание интегративного подхода как цели обучения.

С позиции понимания интеграционного подхода как средства обучения интеграция близка к межпредметным связям.

Обусловленные общей логикой построения дисциплин художественно-гуманитарного цикла на основе единых этических и эстетических оценок, норм и критериев эмоционального отношения человека к миру, межпредметные связи, явились важными составляющими программы по музыкальному воспитанию Д.Б. Кабалевского.

Так, в содержании программы включены синтетические формы и жанры музыкального искусства – песня, опера, в основе которых лежит связь музыки и поэтического слова.

Дальнейшее углубление интеграции учебного предмета «Музыка» с другими дисциплинами Э.Б. Абдуллин как один из соавторов программы Д.Б. Кабалевского определил направленностью на:

  • установление общности учебных предметов с позиции цели, основных принципов обучения;
  • включение опыта эмоционально-нравственного отношения ученика к действительности, заключённого в произведениях искусства, в содержании любого предмета художественного цикла, в качестве его ведущего элемента:
  • разработку и применение методов, ведущих к организации целостного урока искусства и успешному освоению школьниками его содержания;

Межпредметные связи явились специальным разделом учебной программы «Музыка» под общей редакцией Ю.Б. Алиева. Авторами программы предполагалось, что хоровое пение, ритмические упражнения, а также слушание музыкальных произведений с их последующим разбором должны быть сопряжены со знаниями и умениями, формируемыми у учащихя на других уроках.

Другой моделью функционирования межпредметных связей является модель, основанная на «вертикальном тематизме» нескольких учебных предметов. Вертикальные темы понимаются И.В. Кошминой как нравственно-эстетические ориентиры. Предлагая соединить в восприятии младшего школьника локальные знания, Кошмина рекомендует в течение недели педагогам, ведущим различные предметы (чтение, природоведение, музыку, труд, ИЗО) выходить на единую вертикальную тему и раскрывать её через содержание своего предмета.

Тема: «Я слышу голоса цветов и деревьев»(4 класс, 4 четверть)

Чтение: сравнение описаний цветов и деревьев в мифах, сказках и стихах русских поэтов.

Музыка: русские народные песни

ИЗО: проталинки и первые цветы как приметы весны(рисунок)

Труд: аппликация из ткани «Цветы».

В современном педагогическом процессе межпредметные связи всё очевиднее тяготеют к интеграции. Хотя при этом следует отметить что в педагогическом плане сложно однозначно определить существующую взаимосвязь различных видов искусств. Поэтому ряд исследователей предлагает одновременно пользоваться следующими терминами: взаимодействие, интеграция, синтез, синкретизм в каждый из которых складывается свой смысл. Так, согласно Б.П. Юсову «взаимодействие искусств отличается от их интеграции. Взаимодействие может строиться на разном уровне, в разных формах, например как взаимное иллюстрирование искусств при общей теме занятия. Это может быть также в соединении общедоступных занятий искусством с углубленным изучением одного из них. Интеграция предполагает взаимное проникновение разных видов художественной деятельности в едином занятии на основе их взаимопомощи и дополняемости… Интеграция близка понятию синтеза – синестетизму, синкретизму».

Б. М. Неменский определяет взаимодействие искусств в эстетическом воспитании младших школьников как целостный курс общеэстетического развития. Достаточными необходимыми условиями целостного курса общеэстетического развития младших школьников, по его утверждению, являются:

*эстетическое отношение различных видов искусств к жизни как общая основа всех видов художественного творчества, единый корень из которого произрастает многоствольное древо искусств;

* единое понимание различными видами искусства его эстетической сущности;

*наличие в языке искусств, наряду с зонами специфическими, общих зон, таких, как изобразительность, ассоциативность образа, ритм, метафора, что обусловлено идеями комплексности искусства, восходящей к традициям древности

*идентичность понимания в преподавании различных дисциплин эстетического блока задач в начальной общеобразовательной школы в области искусства как введения в художественную культуру.

Основанием для объединения различных видов искусства в эстетическом воспитании младших школьников является также склонность детей данной возрастной группы к синкретичности восприятия.

Наряду с методом сравнительной оценки, предложенного в различных образных интерпретации программы Терентьевой и Шитиковой предполагает метод ассоциативного поиска посредством, к примеру, таких вопросов «Какие из музыкальных произведений можно было бы объединить (по содержанию, образному смыслу) с поэтическими творениями С. Есенина?»

Интегративный курс для младших школьников представляет программа «Музыка» О.С. Нечаевой. Интеграция понимается характером программы на уровнях:

- многогранного рассмотрения художественного явления посредством нахождения общности образно-смысловой, интонационной, языковой областей различных видов искусств;

- единства различных видов художественно-творческой деятельности.

Не соглашаясь с принципом иллюстративности, т.е. привлечением на уроке музыки произведений других искусств как наглядного материала, Нечаева полагает, что основным методом музыкально-эстетического воспитания в условиях взаимодействия искусств должен явиться метод сопоставления интонации-образа различных произведений музыки, живописи и литературы. В теме «Развитие интонации. Образ тишины в произведениях искусства» (2 класс, второе полугодие) учителю предлагается использовать метод ассоциативного поиска. Например, посредством проблемной ситуации «Можно ли в искусстве создать образ тишины?» инициировать после прослушивания «вокализа» Рахманинова поиск поэтических образов тишины в стихах С. Есенина, И. Никитина, А.Пушкина, Ф.Тютчева, а затем вместе с детьми всмотреться в картины В.Васнецова «Родина», А. Куинджи «Утро», «На Днепре».

03.02.2018 00:06


Рекомендуем курсы ПК и ПП