СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Среди композиторов, чьи произведения любили Рерихи, были И.С. Бах, Р. Вагнер, Н.А. Римский-Корсаков, Э. Григ, К. Дебюсси, М. Равель. М.П. Мусоргский, А.Н. Скрябин, С. Прокофьев, Я. Сибелиус, Л.В. Бетховен, Ф. Шуберт, С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравинский, Ф. Лист. Со многими из них Рерихи были знакомы, с некоторыми их связывала дружба и совместное творчество. Любимые пластинки сопровождали Рерихов повсюду, даже во время Центрально-Азиатской экспедиции на привалах они слушали музыку.
Очевидно, музыка не являлась для Рерихов просто отдыхом, но играла очень важную роль в их жизни. Размышлениям на эту тему и был посвящен вечер.
В красочной музыкальной композиции было рассказано о сотворчестве Н.К. Рериха со знаменитым антрепренером Дягилевым, композиторами: Н.А. Римским-Корсаковым, А.П. Бородиным, И.Ф. Стравинским. Отмечалось, что во многих музыкальных произведениях, с которыми работал Н.К. Рерих, ярко выражен национальный колорит, в них звучат древние напевы и ритмы народной музыки. Ему, как историку культуры, были очень близки эти мотивы, в них ощущалась давно утерянная гармония человека, природы и космоса. Однако декорации к спектаклям никогда не были их простой иллюстрацией, многие из них потом ложились в основу самостоятельных художественных произведений. Высоко оценивая роль музыки, Н.К. писал: «Музыка откроет творчество ваше, напитает сердце ваше и сделает доступным то, что без гармонии звука, может быть, навсегда осталось бы во сне».
Близка Рерихам была и эпическая мощь произведений Р. Вагнера, его обращение к теме Братства Грааля, в котором прослеживаются мотивы легенд о стране Великих Учителей - Шамбале и староверческих сказаний о Беловодье. В композиции прозвучала увертюра к опере «Парсифаль» в сопровождении видеоряда по картинам Н.К. Рериха, посвященным Шамбале.
Художественные произведения самих Н.К. и С.Н. Рерихов необыкновенно музыкальны. В работах Святослава Николаевича прослеживается орфическое начало. Особенно это характерно для его цикла «Священная Флейта», В этих картинах художник создает удивительную гармонию мелодии и цвета. Звуки музыки образуют вихревые движения, и вся природа подчиняется мелодии и ритму. Звук становится цветом, а цвет превращается в звук. Это завораживающее начало характерно для музыки и Клода Дебюсси.
В горных пейзажах Н.К. Рериха тоже звучит своя музыка. Органная Фуга Баха слышится в величественном ритме снежных вершин.
Несмотря на разнообразие звучавших произведений, все они связаны между собой. Музыка Р. Вагнера оказала большое влияние на К. Дебюсси, И.Ф. Стравинского, М.П. Мусоргского, Ф Листа. Н.А. Римский-Корсаков был кумиром И.Ф. Стравинского, русская музыка вдохновляла К.Дебюсси, Ф.Листа. С.В. Рахманинов являлся продолжателем традиций Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского. Это указывает на то, что подбор музыкальных произведений для Рерихов не был случаен. Произведения этих композиторов открывали новые горизонты музыки, обращались к героическому древнему эпосу, утверждали мощь человеческого духа, целостное восприятие мира, что созвучно было творчеству семьи Рерихов.
Но подлинно космические цели их жизни слышатся в музыке А.Н. Скрябина. Как и А.Н. Скрябин, Рерихи стремились выйти за пределы условностей, разомкнуть порочный круг человеческого невежества, политических, экономических, религиозных ограничений, найти те основы, которые помогут осознать людям свое космическое, духовное единство. А.Н. Скрябин мечтал через свою музыку преобразить мир, Рерихи стремились сделать то же самое через культуру. Олицетворением этого единства явился Международный Пакт в защиту культуры и Знамя Мира.
© 2017, Богасевич Евгения Викторовна 262