СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальная терапия в работе со школьниками с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

МОУ СОШ №41 г. Саранск, Республика Мордовия.

Учитель-дефектолог Спирина Елена Геннадьевна.

Музыкальная терапия в обучении школьников с ОВЗ.

Музыка-это лекарство, которое слушают.

Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психосоматических заболеваний. Это лекарство, которое слушают.

Музыкальная терапия с успехом может быть использована в коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Она может помочь выйти на контакт с ребёнком, выявить его страхи и проблемы, справиться с ними. Даже уже само общение с музыкой изменяет ребёнка изнутри, делает его мир богаче, разнообразнее.

Использование музыкальной терапии для восстановления, укрепления и сохранения здоровья детей с проблемами в развитии даёт возможность для реабилитации каждого ребёнка создаёт условия для самореализации и самоутверждения детей, имеющих проблемы в развитии.

Сущность музыкотерапии заключается в способности вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом. Музыка может умиротворять, расслаблять и активизировать, облегчать печаль и вселять веселье; может усыплять и вызывать приток энергии, а то и будоражить, создавать напряжение.

Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений: отклонений в развитии, эмоциональной нестабильности, поведенческих нарушений, сенсорного дефицита, спинно-мозговых травм, психосоматических заболеваний, внутренних болезней, психических отклонений, афазии и аутизма.

Опираясь на вышесказанное, можно говорить об эффективном использовании музыкотерапии в работе с «особыми» детьми. Так как данная категория лиц помимо соматических заболеваний подвержена эмоциональным расстройствам, то, воздействуя на их эмоциональную сферу, можно в короткие сроки добиться улучшения как психологического, так и физического самочувствия.

С детьми с ОВЗ может быть организована работа с использованием музыкальных произведений и музыкальных инструментов.

Технология проведения музыкальной терапии с использованием инструментов:

Необходимо выбрать группу инструментов, соответствующих проблеме ребенка:

а) выбрать тот инструмент из данной группы, который предпочитает сам ребенок или подросток;

б) дать прослушать музыкальные фрагменты в исполнении каждого из этих инструментов и предложить сделать выбор;

в) дать прослушать музыкальные фрагменты в исполнении отдельных инструментов. Выбирается тот инструмент, который дает максимальную нормализацию.

Сам музыкальный материал, его жанровая принадлежность выбирается на основе данных диагностики особенностей музыкального восприятия, с учетом личных предпочтений.

После определения перечня произведений подбираются те, где солируют или доминируют инструменты, которые были определены как ведущие в музыкальной терапии обследованного.

Прослушивание программы рекомендуется осуществлять в максимально комфортной позе (сидя или лежа) с использованием наушников либо обычным способом. В комнате необходима тишина.

Рекомендуется использовать музыкальные произведения классической музыки. Можно подобрать ряд произведений для слушания: Бах, Лист, Шопен, Рахманинов, Бетховен, Моцарт, Чайковский, Шуберт и другие виды музыки.

Список произведений, оказывающих седативное и тонизирующие действия

С.Шушарджан – доктор медицинских наук, основоположник научной музыкальной терапии в России разработал музыкально-терапевтические программы для регуляции состояния человека. Вот, некоторые из отобранных и опробованных произведений:

Музыка, оказывающая седативное действие:

  • В.Моцарт: Симфония №4 – Andante
  • Л.Бетховен:Лунная соната – Adagio sostenuto
  • И.Бах: Бранденбургский концерт №1 – Adagio
  • П.Чайковский: Мелодия
  • Э.Григ: сюита «Пер Гюнт» - Песня Сольвейг
  • Й.Гайдн: Симфония №96 – Andante
  • К.Дебюсси: Лунный свет
  • Ф.Шопен: Фортепианный концерт№2 – Larghetto
  • А.Вивальди: Времена года – Весна
  • С.Рахманинов: Вокализ
  • Ф.Шуберт: Музыкальный момент
  • Т.Альбинони: Адажио

Произведения, оказывающие тонизирующее действие

  • П.Чайковский: Лебединое озеро- Вальс
  • И.Бах: Бранденбургский концерт №2 и №3 -1 часть
  • А.Рубинштейн: Мелодия
  • Э.Григ: Пер Гюнт – Утро
  • И.Штраус: Вальс «Голубой Дунай»
  • В.Моцарт: «Маленькая ночная серенада»
  • И.Пахельбель: Канон (Ре мажор)
  • Р.Шуман: Симфония№3 (Ми-бемоль мажор)
  • Р.Клейдерман: «Mamma Mia»
  • Ф.Синатра: «Forget Domani»

Таким образом, музыкальная терапия в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира.

В практике музыкальной терапии с детьми школьного возраста, имеющими ОВЗ, могут успешно сочетаться:

Музыка и релаксация. Дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться так же, как и взрослых, так как дети бывают очень напряжены как физически, так и эмоционально, что приводит к раздражению и иррациональному поведению. Релаксация может применяться на сеансах музыкальной терапии (далее – МТ) как в чистом виде, так и в сочетании с другими приёмами. В мини-релаксациях, важно дать peбенку почувствовать свое тело, его собственный тонус, показать возможности им управлять, научить расслабляться при напряжении. И в этом процессе детям помогает музыка, ее образное начало, средства выразительности (динамика, метроритм, темп). Минирелаксации могут проводиться в конце занятий, требующих от ребенка большого напряжения и таким образом снимать его, или в начале занятия, когда после двигательной активности от детей требуется определенный настрой на занятие.

Медитация – один из успешных способов обучения детей расслаблению. Она может использоваться в начале сеанса МТ для настройки. Сеанс МТ может быть объединён единым сюжетом, и тогда медитация вводит в него ребёнка, настраивает его, позволяет сосредоточиться. Медитация «Ласковое солнышко». На фоне спокойной музыки предложите ребенку положить руки в районе сердца и послушать, как оно стучит. «Представь, что у тебя в груди кусочек солнышка. Яркий и теплый свет разливается по телу, рукам, ногам. Оно согревает тебя, наполняет энергией и хорошим настроением…»

«Музыкальный диалог». Предложите ребенку сказать что-нибудь не словами, а музыкальными инструментами (хлопками). Взрослый отвечает. Варианты: «Передай свое настроение с помощью барабана». «Давай поиграем тихо-тихо, а теперь так громко, как только можешь». «А сможешь играть быстро-быстро, а медленно?»

Придумай танец. Ребенок танцует под любимую музыку так, как хочет. Если он затрудняется с выбором движений, покажите ему пример. Активизировать фантазию можно с помощью газового платка. Вот у нас ручеек (волнообразные движения вдоль пола), спрячемся (закрываем платочком лицо), а теперь сделаем салют (спрячем платок в ладошках и подбросим вверх). Можно придумать тему для танца. Например, «Мое хорошее настроение», «Как я устал» и др.

В темпе барабана. Кто-то из взрослых играет на барабане или другом ударном инструменте. Можно использовать даже кастрюли или смастерить маракас, засыпав крупу в пластиковую бутылку. Ребенок двигается, пока звучит барабан. Когда музыка прекращается, он должен замереть на месте. Затем можно поменяться ролями. Вариант. Изменяем темп, играя на барабане (медленно, быстро, с ускорением). Ребенок должен следовать темпу.

Обретаем спокойствие. Композиции в медленном темпе заставляют человека непроизвольно замедлить дыхание, расслабиться и успокоиться.

Музыкальный сон. Такое упражнение может проводиться лежа (на ковре, кровати, кушетке) после активной деятельности детей, прогулки. Продолжительность музыкального сна 5 — 7 мин. Его тематика может быть различна: «На лесной лужайке», «Малыш на берегу моря», «На волшебном облаке». После одно - двухминутного дыхания в индивидуальном для ребенка темпе детям предлагается один из вариантов рассказа на фоне звучащей музыки в аудиозаписи — «Доктор сон», «Волшебство леса», «Морской бриз» и др. После релаксации сеанс завершается разными движениями (потягиванием с открытыми глазами, хлопками в ладоши, глубоким вдохом и выдохом и т.п.).

Можно прослушать музыкальное произведение с закрытыми глазами и обсудите кому, что «снилось».

Рисуем музыку. Цвет в сочетании с музыкой усиливает психотерапевтическое воздействие на человека. Предложите ребенку нарисовать все, что захочется под музыку. Это может быть какой-либо сюжет, а могут быть абстрактные линии или пятна.

Коррекционное воздействие методом музыкальной терапии включает в себя следующие направления:

- коррекция отклонения психоэмоциональной сферы (с помощью музыки у детей можно вызвать определенное эмоциональное состояние: бодрое, задорное, спокойное, доброжелательное);

- оказание помощи детям с ОВЗ при социально-адаптивных нарушениях;

- коррекция психосоматических нарушений (вегетативная система, дыхательные нарушения, сердечно - сосудистая деятельность, зрение и др.);

- помощь в самореализации ребёнка через активизацию творческих процессов и повышение его художественно-эстетических потребностей.

- развитие внимания, сосредоточенности, памяти, чувства ритма,

- формирование координации движений при игре на ложках, бубне, барабане, погремушке, маракасе, треугольнике и т. д.;

- развитие мелкой моторики при игре на треугольнике, колокольчиках и т. д.;

- развитие музыкально-ритмического чувства;

- развитие представлений о пространстве и умение ориентироваться в нем;

- речевые упражнения под музыку создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие;

- музыкально-речевые упражнения развивают у детей координацию движения, возможность переключаться с одного движения на другое, планировать движения в пространстве, устанавливать связи между длительностью звучания и интенсивностью движения;

- коррекция произношения, формирования речевого дыхания, развития ритмико-мелодической стороны речи, фонематического и ритмического слуха;

-развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова песен и сказок;

-развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы;

-обогащение пассивного словаря за счёт называния инструментов, приёмов игры, перечисления персонажей сказки-шумелки и активизация речи в процессе звукоподражания, подговаривания текста сказки-шумелки;

- у всех детей с ОВЗ после занятий наблюдается положительный эмоциональный тонус.

Музыка во благо, музыка во вред.

В нашем сложном мире любое явление можно использовать как во благо, так и во вред. Музыка – не исключение. В последнее время появилось множество новых музыкальных направлений. И большинство из них, отмечают исследователи, действуют разрушительно на живые организмы.

  • классическая музыка ускоряет рост пшеницы, то рок-музыка – наоборот;
  • под воздействием классической музыки увеличивается количество молока у кормящих матерей и млекопитающих животных, то под воздействием рэпа оно резко снижается;
  • растения и животные предпочитают гармоничную музыку, например, дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, особенно Баха;
  • растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки;
  • музыка Моцарта оказывает положительное влияние на процессы высшей мозговой деятельности, требующиеся для математики и шахмат;
  • ученики под музыкальное сопровождение более внимательно слушают и значительно быстрее запоминают новый материал;
  • многократно подтвержден факт: ре-мажорная соната Моцарта останавливает приступы эпилепсии и даже избавляет от нее;
  • медики считают, что музыка способствует расслаблению мускулов, особенно при ускоренной ходьбе и беге, и может применяться в качестве дополнительной реабилитационной терапии для поддержания хорошей физической формы сердечников и людей, страдающих от ожирения. Кроме того, музыка обладает стимулирующим действием на настроение и эмоции, позволяя поддерживать спортивный дух и тем самым долгосрочно влияя на фитнес – достижения;
  • врачи пришли к выводу, что любимая музыка может способствовать расширению сосудов и понижению уровня холестерина в крови;
  • прослушивание музыки определенного типа способно замедлить сердцебиение и снизить кровяное давление, лучше всего на кровоток и сердце действуют мелодии, богатые акцентами и чередующие быстрые и медленные такты. Арии Верди, которым предшествуют 10-секундные музыкальные вступления, оказались прекрасно синхронизированными с сердечнососудистым ритмом.

Даже несколько минут в день хорошей музыки помогут ребенку обрести душевное равновесие и получить заряд положительных эмоций. Через пение, фантазии, рисование, движение, игру на музыкальных инструментах он может выразить себя, стать общительнее, здоровее и умнее!

Список литературы:

1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. СПб., 2000.

2. Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010

3.Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. – СПб., 1999.

4.Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика – М., 1997.

5.Воронова А.Е Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2006.

6.Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей – Аверсэв, 2005

7.Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ – М., 2006.

8.Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах. СПб.: Питер,2004.

9.Рычкова Н. А. Логопедическая ритмика. ООО «Гном – Пресс». 1998.

10.Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2000.

11. Горшунова Н.К. Медицинская и трудовая реабилитация детей с ограниченными возможностями. - Курск: 2006 год.

12.Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М., 2001.

13.Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: « Феникс», 2002.- 448 с.

14. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. - Ростов-на-Дону: Феникс. 2005. - 347 с.

15.Шушарджан С.В. Руководство по музыкотерапии / С.В. Шушарджан. - М.: ОАО Издательство «Медицина», 2005. - 480 с.

16. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. Учеб. пособие. СПб: Изд-во «Питер», 2004. - 316 с.

11.01.2021 12:55


Рекомендуем курсы ПК и ПП