© 2016 2998
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Каждый день на косогоре я
Пропадаю, милый друг.
Вешних дней лаборатория
Расположена вокруг.
В каждом маленьком растеньице
Словно в колбочке живой,
Влага солнечная пенится
И кипит сама собой.
Эти колбочки исследовав,
Словно химик или врач,
В длинных перьях фиолетовых
По дороге ходит грач.
Он штудирует внимательно
По тетрадке свой урок
И больших червей питательных
Собирает детям впрок.
А в глуши лесов таинственных,
Нелюдимый, как дикарь,
Песню прадедов воинственных
Начинает петь глухарь.
Словно идолище древнее,
Обезумев от греха,
Он рокочет за деревнею
И колышет потроха.
А на кочках под осинами,
Солнца празднуя восход,
С причитаньями старинными
Водят зайцы хоровод.
Лапки к лапкам прижимаючи,
Вроде маленьких ребят,
Про свои обиды заячьи
Монотонно говорят.
И над песнями, над плясками
В эту пору каждый миг,
Населяя землю сказками,
Пламенеет солнца лик.
И, наверно, наклоняется
В наши древние леса,
И невольно улыбается
На лесные чудеса.
1935
Н. А. Заболоцкий
Вы прочитали стихотворение Н. А. Заболоцкого о весне. Если бы вам предложили охарактеризовать его одним словом – какое бы вы выбрали: хорошее? доброе? весёлое? тёплое? И, добавим, лукавое. Потому что за видимой, почти детской простотой и улыбкой скрыты вполне серьёзные и очень важные мысли автора.
Прочитайте внимательно первое четверостишие. При всей несложности его содержания в нём всё непросто, всё с лукавинкой: рифмой соединены слова, которые в другом тексте, пожалуй, никогда рядом не встретишь: косогор – из словаря негородского, деревенского жителя, а лаборатория – это из области науки, из «учёной» лексики. Но смотрите, как естественно они уживаются в рифме горе я – атория, рифме тоже непростой, составной, богатой, с длинным созвучием гласных. А ещё после косогора – книжное и даже поэтическое обращение милый друг, а рядом со строгими словами расположена, лаборатория народно-поэтическое определение «вешних дней». Для читателя, хоть чуточку внимательного к языку, эта игра словами ясно видна и забавна. Но ему понятно также, что это не просто игра, что мягкая ирония поэта сродни тому чувству, которое мы испытываем, рассказывая о чём-то важном и дорогом, боясь при этом впасть в выспренность и патетику. Иными словами, первое четверостишие настраивает наше восприятие на нужную волну, заставляя прочитать всё стихотворение с улыбкой, но и с удвоенным вниманием.
А дальше – больше. Слова разных стилей не только смешиваются, но и «обмениваются» своими свойствами. Вот совсем непоэтическое слово растение (у Пушкина, например, не встречается ни разу), оно скорее научное – но ведь у Заболоцкого не растение, а растеньице – милым, маленьким, родным оно становится благодаря суффиксу. И химическая колба – не колба, а колбочка, да ещё живая; в ней не жидкость, не вода, а влага – которая пенится и кипит (так про влагу никогда не говорили!), да ещё кипит сама собой – как в сказке.
И вот появляется совершенно замечательный грач. Он нарисован поэтом как бы вполне реалистически: так и видишь, как он ходит, склонив голову к земле, сверкая перьями – такими чёрными и блестящими, что они отливают фиолетовым. Но ведь при этом похоже, что он действительно что-то изучает, штудирует, что он умеет отличать червей питательных от всех прочих. Что-то он знает. Получается, что такой ряд: химик – врач – грач – выстроен не совсем в шутку, а немножко и всерьёз.
А вот кто смешон, так это глухарь, хоть и описан он словами из страшных сказок (глушь лесов, идолище древнее): распевая свои весенние любовные песни, он совсем разум потерял – ничего не видит и не слышит вокруг (недаром говорится: как глухарь на току). Не очень-то он симпатичен автору – иначе откуда бы взялось такое сниженное «колышет потроха»?!
Милые и симпатичные зайцы, похожие на маленьких ребят, уж очень робки: и место у них поплоше (кочки под осинами), и радуются они тихо и робко, водя хоровод «с причитаньями старинными» (а что, у них своя история?).
А в конце автор заставляет нас поднять глаза, взглянуть на небо и оттуда, с высоты, увидеть весь праздник весны – вместе с солнцем. Для него поэт находит в своих неисчерпаемых запасах самые высокие и торжественные слова: лик, пламенеет. Солнце – источник тепла, света, самой жизни. Оно и само живое: не только восходит и наклоняется – оно радуется и улыбается весенним земным чудесам. Оно живое, как и всё в этом стихотворении. Живое и разумное – и это уже не шутка. Заболоцкий верил в возможность развития разума во всех живых существах – в растениях и животных, он ощущал единство человека и природы. Не поняв этого, вы никогда не поймёте поэзии Заболоцкого, не поймёте, откуда взялись его «Школа жуков» и Лошадиный институт, не оцените его метафор в таком, например, отрывке:
А на краю природы, на границе
Живого с мёртвым, умного с тупым,
Цветут растений маленькие лица,
Растёт трава, похожая на дым.
Прочитайте его стихотворения «Детство», «Ночной сад», «Всё, что было в душе.», «Лебедь в зоопарке» и вы поймёте, что без соприкосновения с мыслями Заболоцкого, его поэзией ваша жизнь была бы не полна.
Источник: «Русский язык в школе». – 2003. – № 3.
-80%
© 2016 2998