
Мне было лет 14, когда отец принёс набор открыток с репродукциями незнакомых картин. На обложке значилось имя художника: Константин Васильев.
Я распахнула створки обложки и замерла, завороженная. В окне, скованном стужей, словно в рамке виднеется нежное лицо девушки, озарённое стройным пламенем зыбкой свечи. Её глаза, полные любви и тревоги, ищут кого-то во тьме зимнего вечера, накрывшего землю. Кажется, ещё миг – и красавица, легко поведя плечами, всмотрится в непроглядную темень за окном и накинет на плечи упавшую шаль…

«Ожидание», 1976
Образы с картин Константина Васильева – сказочные, былинные, фантастические, воспевающие иконописное совершенство русских красавиц и мужественную стать богатырей – запомнились мне с той поры на всю жизнь. Сегодня я хочу познакомить вас с творчеством талантливого художника, чья жизнь трагически оборвалась в 34 года, и поделиться некоторыми фактами его биографии.

- В детстве у Константина было две страсти: чтение и рисование. Мальчик зачитывался сказками, былинами, особенный же его восторг вызывало «Сказание о трёх богатырях». К культуре и искусству Костю приобщила мама Клавдия Пармёновна, которая по отцовской линии состояла в родстве с выдающимся русским живописцем Иваном Ивановичем Шишкиным.

«Над Волгой», 1971
- Рано начав рисовать и проявив недюжинные способности, Константин Васильев в 11 лет прошёл огромный конкурс и был зачислен Московскую среднюю художественную школу-интернат при Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова. Однако проучился там всего три года: его таланту и натуре, находящейся в творческом поиске, было тесно в жёстких рамках академического стиля. В 1957 году Константин перевёлся в Казанское художественное училище, которое закончил с отличием в 1961 году, получив профессию театрального декоратора.

«Русалка», 1968
- По свидетельству директора музея Константина Васильева Анатолия Доронина, «Всем прочим делам и увлечениям Костя Васильев предпочитал посещение Третьяковки. Пожалуй, не было в музее картины, которую бы он не обследовал». Удивительно, но, глядя на полотна Константина Васильева, я ощутила сходство с манерой письма Виктора Михайловича Васнецова, а позднее, изучая различные источники, узнала, что Васильев восхищался его творчеством. Будучи ребёнком, он увидел в книге репродукцию картины Васнецова «Богатыри», был впечатлён и скопировал её – все отметили необыкновенное сходство работы с оригиналом.

Константин Васильев. «Гуси-Лебеди»

Виктор Васнецов. «Иван-царевич на Сером Волке»
- В период становления художник много экспериментировал с различными стилями, вдохновлялся живописью Сальвадора Дали и Василия Кандинского, обратился к сюрреализму и абстрактному экспрессионизму. Написав несколько картин в авангардном стиле, пришёл к осознанию, что за внешней эффектностью сюрреализма нет глубины, и вернулся к реалистической манере.

«Струна», 1963
- Тогда же Васильев снова обратился к эпосам, русским песням, былинам, сказкам, скандинавским и ирландским сагам. Кроме того, живописец был большим поклонником музыки Рихарда Вагнера и вдохновлялся ею, создавая картины цикла «Кольцо Нибелунгов». Завершающее полотно «Валькирия над сражённым Зигфридом» было посвящено опере Вагнера «Гибель богов».

«Валькирия над сражённым воином», 1971
Одна из моих любимых картин «русского цикла» – «У колодца». Чистые холодные цвета, контраст нежного профиля и голубиной непорочности глаз девушки с взором статного русоволосого крестьянина, в котором плещется ледяная ярость и несгибаемая воля, невольно дают простор фантазии.

«У колодца», 1973
Коромысло девушки словно отгораживает пару от всего остального мира, а вилы в руке её возлюбленного дают понять, что этот мир враждебен их любви.

- Картины Константина Васильева отличал неповторимый стиль. Чаще других он использовал серо-стальные, снежно-белые, синие и красные тона, а на лицах, канонически прекрасных, как лики святых, вы не увидите даже тени улыбки. С 1969 года художник подписывал свои работы псевдонимом «Константин Великоросс».

«Жница», 1966
- По воспоминаниям знавших его людей, Константин был тонкой и ранимой натурой, человеком сильным духом, но замкнутым, погружённым в раздумья, немногословным. Он никогда не был женат, а его глубокие чувства к женщинам не имели взаимности. В 17 лет художник влюбился в Людмилу Чугунову, писал ей картины, посвящал стихи, но девушка отвергла его любовь. С выпускницей Казанской консерватории Еленой Асеевой Константина связывали тёплые отношения, однако на предложение руки и сердца она ответила отказом.

«Портрет Лены Асеевой», 1974
- У Константина было две сестры: средняя Валентина и младшая Людмила, к которой он питал особенно нежные чувства. Девушка была для него не просто любимой сестрой, но и близким другом, хорошо его понимавшим. Будучи десятиклассницей, Людмила тяжело заболела. Недуг оказался неизлечимым, в последние месяцы она не имела сил подняться с постели, и Константин писал картины, сидя в её комнате, в то время как сестра вслух читала былины.

«Портрет сестры Людмилы с овчаркой», 1967
- Одним из ключевых символов в живописи Константина Васильева была свеча – светоч, негасимый огонь души. Полотно «Человек с филином» было закончено им за несколько дней до гибели. Оно изображает старца, воплотившего в себе мудрость и опыт. Ногами старец стоит на земле, словно врастая в неё, а над головой держит в рукавице плеть и восседающего на ней филина, для всевидящего ока которого нет тайн и который завершает единение человека с небесами.

«Человек с филином», 1976
- Жизнь художника трагически оборвалась 29 октября 1976 года. Константин вместе с другом Аркадием Поповым возвращался с выставки в Зеленодольске, на которой была представлена и его картина. На железнодорожном переезде возле станции Лагерная оба были сбиты проходящим скорым поездом, который они не заметили, переходя пути.

«Свияжск», 1973
- Слава и известность, как это часто бывает, настигли Константина Васильева только после смерти. Официальные власти не признавали его живопись, критикуя за непрофессионализм, «несоветскость», увлечение западными течениями и мифотворчеством.
Читайте также: