СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Познавательно – исследовательская деятельность.
Тема: «Нагревание – охлаждение».
Цели: Формирование представлений о нагревании, охлаждении, плавлении и отвердевании. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действий превращения.
Задачи:
Образовательные: Формировать представления о нагревании, охлаждения, плавления и отвердевания. Формировать действия превращения.
Развивающие: развивать умение наблюдать. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Развитие способностей к преобразованию. Развивать внимание, мышление, память. Познакомить со свойствами сахара.
Воспитательные: Воспитывать интерес к опытам. Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.
Словарная работа: Обогащать словарь детей словами: исследовать, отвердевает, плавление.
Индивидуальная работа: Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.
Предварительная работа: Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, льдом, парафином.
Материал. Картинки: Пятачок в постели, холодильник с открытой дверцей, плита с дымящейся кастрюлей. Символ нагревания (тепла) – кружок картона с изображением солнца, символ охлаждения (холода) – кружок картона с изображением белых снежинок на синем фоне. Сахар, пробирка или стакан, спиртовка.
Ход занятия.
Орг. Момент.(Дети в белых халатах заходят в группу).
Воспитатель (далее В.).
Вокруг себя повернусь, в учёного превращусь. Опыт интересный нам создать, что – то новое познать.
В.: Коллеги, добро пожаловать в нашу лабораторию. Мы не раз здесь бывали. Сегодня мы продолжим научную работу, будем экспериментировать, делать опыты. Пожалуйста коллеги присаживаемся (дети садятся за столы).
В.Помните, недавно мы слушали историю о том, как Пятачок компот заморозил? Был у него компот жидкий, а стал…
Ответы детей.
Твёрдый.
В.Пятачок хотел выпить этот компот разморозил его- компот опять стал жидким, но очень холодный. Пятачок не стал его дальше нагревать и попил холодный компот. А вы знаете, что холодное пить нельзя – можно заболеть. И Пятачок заболел.(Показ картинки Пятачок в кровати). Теперь он лежит в кровати, болеет, и, чтобы у него горлышко скорей прошло, ему надо пить горячее молоко. А как сделать молоко горячим?
Ответы детей.
Согреть.
В.Правильно, надо согреть молоко и оно из холодного станет каким?
Ответы детей.
Тёплым.
В.Ну, кто ответит, ребята, как из льда получить воду?
Надо нагреть лёд.
Что получится?
Ответы детей.
Вода.
В.Твёрдый лёд превратится в жидкую воду. А кто знает, сахар твёрдый или жидкий?
Ответы детей.
Твёрдый.
В.Можно твёрдый сахар сделать жидким?
Ответы детей.
Педагог обращает внимание на то, что мнения разделились: «Так что же для этого надо сделать? Как мы проверим, можно ли твёрдый сахар превратить в жидкость?»
Ответы детей.
Нагреть на плитке.
В.Молодцы. А теперь давайте посмотрим, получится превращение или нет- превратится ли твёрдый сахар в жидкий.
Педагог раздаёт кусочки сахара.
В. «Сахар твёрдый. Чтобы превратить сахар в жидкий, его нужно нагреть.»
Сахар плавим над пламенем спиртовки- появляется капелька (она жидкая), капелька застынет и превратится в твердый сахар.
В.Так кто оказался прав? Правы те, кто говорил, что сахар можно превратить из твёрдого в жидкий. Твёрдое становится жидким, жидкое становится твёрдым!
Динамическая пауза.
Педагог предлагает поиграть в игру «Твёрдый – жидкий». Вы уже знаете, как можно показать твёрдый лёд- сжать кулачки и съёжится: «Бр-р! Холодно!», и жидкую воду – «плавать», делая движения руками в стороны. Только теперь вы должны внимательно слушать стихи и изображать лёд или воду тогда, когда услышите слова «Затвердевает» и «жидкий». Итак, все готовы? (В игре могут принимать 5-7 детей (остальные дети наблюдают за игрой).
В.(демонстрируя символ «холода»).
Вот и холод наступает
Замерзает, охлаждает.
Всё в ледышки превращает, Всё вокруг затвердевает!
Дети изображают лёд.
В.А вот солнце теплое (демонстрирует символ «тепла»).
Греет - нагревает,
Нагревает, превращает….
Превращает всех ледышек
В быстрых жидких шалунишек! Дети «превращаются в воду», «плавают».
Проводится игра «Твёрдый – жидкий».Педагог называет слово, обозначающее какое - либо вещество или предмет. Дети должны определить, к какому состоянию вещества это слово относится твёрдому или жидкому, и изобразить это состояние игровым движением – показать «твёрдое»(сжаться, руки к груди) или жидкое («плавающие» движения). Исходное положение: руки на поясе. Если слово обозначает вещество или предмет, которое нельзя отнести ни к твёрдому, ни к жидкому состоянию, то дети оставляют руки на поясе. Слова: компот, пар, кисель, суп, пуговица, кубик, гвоздик, бумага, пальто, волосы, одеяло, туман, дым, подушка, шапочка.
Снежки.
В.Мы с вами слепим снежок. (Физминутка)
Раз, два, три, четыре, пять! (загибать пальцы). Мы с тобой снежок слепили.(лепить снежок). Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую). Но совсем- совсем не сладкий.(Грозят пальчиком). Раз –подбросим (Подбрасывают), два – поймаем (Ловят), три – уроним (Роняют).И… сломаем (Топают). Н.Нищева.
В. Продолжим наше превращение. Проводится подвижная игра «Море волнуется раз!»
В. Ребята, пока мы с вами играли, пришла телефонограмма. Пятачок просит помочь ему быстрее выздороветь. Что нужно пить Пятачку?
Ответы детей.
Горячие молоко!
Педагог предлагает помочь Пятачку, нарисовать стакан горячего молока, чтобы Пятачок его пил и скорее выздоровел.
В.Как определить,что молоко горячее?
Ответы детей.
(над стаканом пар).
В. Работа в нашей лаборатории подошла к концу. Ребята, вам понравилась исследовательская работа, работать в лаборатории ? Что вам больше всего запомнилось? Что нового вы узнали?
Ответы детей.
Проводится п/и: «Море волнуется».
© 2020, Лаптева Галина Анатольевна 405