СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
1.События, повлиявшие на творческий процесс писателя, рассмотрение творчества писателя в целом.
1.1. Семья М.А.Булгакова.
Михаил Булгаков родился в очень дружной семье, для которой важным условием сохранения благополучия было поддержание атмосферы жизнерадостности, заботы. Отец Булгакова, Афанасий Иванович, закончивший духовную академию, был человеком добрым и трудолюбивым.
Мать писателя, Варвара Михайловна, окончившая орловскую гимназию, работала преподавательницей женской прогимназии. Это была женщина заботливая, жизнерадостная и умная.
Семья прививала детям чувство твёрдой, непоколебимой нравственности. Булгаковы большое значение придавали книгам. Любовь к природе, которая, несомненно, не могла не поселиться в сердце каждого человека, живущего в такой уютной обстановке, позже отразилась в творчества писателя. Например, виды города Киева, так впечатлявшие Михаила, описаны в романе «Белая гвардия».
Исключительная решительность в добросовестном выполнение дел, забота и внимание со стороны близких, моральная сила Варвары Михайловны, сумевшей даже после смерти мужа сохранить в доме уют, сыграли важную роль в формировании взглядов и жизненных позиций М.А.Булгакова
1.2.Тематика и проблематика произведений М.А.Булгакова.
В своих произведениях М.А.Булгаков рассматривает важные вопросы, которые мы привыкли называть «вечными». Вопросы смысла жизни, возможности построения счастья, проблемы взяточничества и трусости, подлости и великодушия, проблемы революции и смены власти, и множество других – всё это волновало писателя, а потому находило отражение в его произведениях.
Читая Булгакова, мы можем убедиться в том, что писатель превосходно владеет различными художественными приёмами; жадность, взяточничество и другие пороки соотечественников писатель высмеивает так ярко и точно, что читателю и не нужно прилагать особых усилий, чтобы погрузиться в мир романа.
1.3. Начало творческого пути.
Вопреки распространённому мнению о том, что М.А.Булгаков относится к «зрелым» писателям, то есть писателям, пришедшим в литературу уже в зрелом возрасте, он первый раз попробовал писать в 7 лет. Но первое опубликованное произведение было написано во время отступления писателя на юг, во Владикавказ с белыми: «Как-то ночью в 1919 году, глухой осенью, едучи в расхлябанном поезде, при свете свечечки, вставленной в бутылку из-под керосина, написал первый маленький рассказ. В городе, в который затащил меня поезд, отнёс рассказ в редакцию газеты, там его и напечатали». Затем следует очерк «Грядущие перспективы», опубликованный в газете «Грозный» 13 ноября 1919 года. В этом очерке автор выражает негативное отношение к тому, что его родная страна оказалась «на дне ямы позора и бедствий», иронично писатель отзывается и о «великой социальной революции».
В 1920–1921 годах, работая во Владикавказском подотделе искусств, Булгаков сочинил «с голодухи», как он выразился, пять пьес: «Самооборона», «Братья Турбины», «Глиняные женихи», «Сыновья муллы», «Парижские коммунары», которые желал бы забыть навсегда, считая пьесы бездарными и бессмысленными.
1.4. Условия, в которых работал М.А.Булгаков, такие как политическая ситуация в стране, реакция критиков на Булгакова, отношение власти к творчеству Булгакова.
М.А.Булгаков воспринимал большевистскую революцию негативно, а потому в своих работах рисовал социальные контрасты, революционные последствия – голод, рост цен, дезориентированное население. Такие произведения автор публиковал в презираемой им газете «Накануне» («Записки на манжетах», «Киев-город»).
1924 год – «Роковые яйца», 1926 год – «Собачье сердце» - здесь Булгаков и не пытается скрыть своё отрицательное отношение к губительной революции, что можно увидеть, например, в фразе из «Собачьего сердца»: «Разруха не в клозетах, а в головах». Несмотря на это, середина 20-х годов – это пик популярности, читательского признания автора. С 7 мая 1926 года органы ГПУ проводят обыск в квартире Булгакова и забирают экземпляр «Собачьего сердца» и три тетради: «Под пятой. Мой дневник».
Премьера в Художественном театре пьесы «Дни Турбиных» принесла Булгакову головокружительный успех и разрушительные нападки. Критика тесно взаимодействовала с похвалой, в результате выливаясь во что-то взрывное и резкое.
М.А.Булгаков своей прямотой и несогласием с существующими порядками быстро надоедает властям: в 1929 году налагается запрет на следующие произведения: «Дни Турбиных», «Зойкина квартира», «Багровый остров», и, хотя сам Сталин смотрел пьесы Булгакова не единожды, запрет не снимают. Оставшиеся после обыска рукописи автор сжигает ( впоследствии оказывается, что без ведома писателя с записей был сделан дубликат, что, возможно, и создало такую известную фразу: «Рукописи не горят»). Дело доходит даже до того, что 28 марта 1930 года М.А.Булгаков пишет Сталину весьма смелое письмо с просьбой предоставить возможность писать, после чего состоится телефонный разговор, результат которого писатель отказался выезжать за границу. Огромной критике, например, подвергается и «Кабала Святош» - некий «бессильный протест гения в столкновении с тиранической машиной».
Критике поддавались практически все произведения писателя, что, несомненно, тяготила Михаила Булгакова. Своё презрение к критикам М.А.Булгакову удалось выразить в романе: критик Латунский, разнёсший роман мастера в пух и прах – это и есть те самые критики, не дававшие Михаилу Булгакову прохода. Разгром квартиры Латунского, который осуществила Маргарита, все хорошо помнят. Может быть, это своеобразный намёк на то, что грубая критика, порой даже доходящая до примитивной ругани, не пройдёт даром для критикующих?
Следовательно, творчество писателя неотрывно было связано с едкой, несправедливой критикой.
2.1. Cтилистические и смысловые особенности романа «Мастер и Маргарита».
"Мастер и Маргарита" — это итоговое произведение М.Булгакова. Так расценивал свой роман и автор. Елена Сергеевна Булгакова вспоминала: "Умирая, он говорил: "Может быть, это и правильно… Что я мог написать после "Мастера"?"
Роман, это в принципе жанр, отнюдь не простой для понимания, а «Мастер и Маргарита» так вообще нечто, неимоверно сложное для осмысления. М.А.Булгакову удаётся не просто создать три независимых мира в одном произведении – ершалаимский, потусторонний и московский – но и развивать эти миры независимо друг от друга.
Совсем иначе написаны современные московские главы — роман о Мастере. Здесь много фантастики, комизма, гротеска, чертовщины, разряжающих трагическое напряжение. Здесь есть и лирические страницы. Причем нередко лирика и фарс совмещаются в одной ситуации, в пределах одного абзаца, например, в знаменитом начале второй части: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!". Во всем этом проявляется личность автора-рассказчика, который строит свое повествование в виде фамильярной болтовни с читателем, порой переходящей в сплетню. Это повествование, которое автор называет "правдивейшим", содержит столько слухов и недосказанностей, что скорее свидетельствует о недостоверности этой части романа.
Древняя (античная) и современная (московская) части романа самостоятельны, отличны друг от друга, но в то же время перекликаются, представляют собой целостное единство, в них представлена история человечества, состояние нравственности за последние две тысячи лет.
Присутствует также и ещё одна любопытная закономерность: в каждом из трёх миров романа можно провести своеобразные параллели. Таким образом, можно выделить около 8 параллелей, например, прокуратор Понтий Пилат, Воланд и директор психиатрической лечебницы Стравинский – представители тьмы.
2.2.«Мастер и Маргарита».
«Мастер и Маргарита» - грандиозная книга, в которой представлены разные людские свойства, пороки и убеждения. Каждый читатель не только по-своему осмысляет произведение, но и, осмысленно или нет, выбирает персонажей, так или иначе оказавших наибольшее впечатление на него. В нашем классе подобными персонажами оказались Воланд, кот Бегемот и Иешуа Га-Ноцри. В какой-то степени расположенность к тому или иному персонажу объясняется мировоззрением читателя, но нельзя забывать, что нас может заинтересовать и другое, например, сильный характер или новаторство взглядов, в принципе, всё что угодно.
По итогам проведённого нами опроса мы выяснили, что большинство опрошенных учеников выбирает в качестве любимых персонажей героев из романа «Мастер и Маргарита»(96.7%). Наибольшее внимание школьников привлёк Воланд(более половины опрошенных - 65%), кот Бегемот(20%) и Маргарита(10%).
5% опрошенных заинтересовались героями из «Собачьего сердца» - Шариковым и Барменталем.
В романе Булгакова великое множество философских вопросов, писатель приводит рассуждения по разным проблемам: добро-зло, свет-тьма, бессмертие-забвение, любовь-равнодушие. Именно поэтому так много людей с упоением читают это произведение, ведь из него можно почерпнуть не только ценную для осмысления пищу, но и вывести некие закономерности жизни.
2.3. «Записки юного врача».
«Записки юного врача» — цикл рассказов М. А. Булгакова, опубликованных в 1925—1926 годах в журналах «Медицинский работник» и «Красная панорама» В цикл входят рассказы «Полотенце с петухом», «Крещение поворотом», «Стальное горло», «Вьюга», «Тьма египетская», «Пропавший глаз» и «Звёздная сыпь».
В цикле в несколько изменённом виде изображены реальные случаи, происходившие с Булгаковым во время его работы в Никольском (29 сентября 1916 — 18 сентября 1917). Он был направлен туда по мобилизации ввиду негодности к военной службе. Свою работу он продолжил в земской городской больнице Вязьмы (18 сентября 1917 — февраль 1918).
Для того чтобы более глубоко понять рассказы из цикла «Звёздная сыпь», «Пропавший глаз», «Тьма египетская», «Вьюга», «Стальное горло», «Крещение поворотом» «Полотенце с петухом» мы приняли участие в «Литературной гостиной», посвященной «Запискам юного врача». Рассуждая и рассматривая различные аспекты проблем рассказов, мы более явственно представили себе атмосферу, царящую в отдалённой деревне: неоткуда ждать помощи, колоссальная нагрузка и ответственность, нравственные испытания… Действительно, это произведение не просто отражает какое-то явление, как, например, обломовщина у Салтыкова-Щедрина, оно отражает суровую действительность, в которой смерть, болезни, нравственные сомнения – своеобразные жизненные призы, которыми награждают нас, живущих на Земле людей.
2.4.Мистика в жизни М.А.Булгакова.
На краю пропасти
В голодном и ужасном 1917 году, работая в одной земской больнице врачом, молодой Михаил Булгаков тяжело заболевает — заразившись от больного ребенка дифтерией. Поставив себе диагноз, Булгаков впрыскивает себе противодифтерийную сыворотку, которая моментально дает ужасный аллергический эффект: все тело молодого врача покрылось сыпью, лицо его распухло, начался нестерпимый зуд. Промучившись всю ночь, Булгаков попросит жену сделать ему инъекцию морфия. Повторные инъекции спасли Булгакова от острой аллергической реакции, но дало предсказуемый эффект: у молодого Булгакова появилось привыкание к наркотику.
Попытки Татьяны Лаппы помочь мужу вылечиться от зависимости вызывали его неудержимую ярость. Татьяна Николаевна, желая обмануть больного, вместо морфия начала впрыскивать Булгакову дистиллированную воду. Это приводило к периодам тяжелейших ломок. И вот при одном из подобных приступов, поздней осенью 1918 года, на съемной квартире в Киеве к корчившемуся от боли Булгакову явился … Гоголь! Как писал позже в одном из своих дневников Михаил Афанасьевич, той ночью к нему в комнату стремительным шагом вошел «низенький остроносый человечек с маленькими безумными глазами», склонился над его кроватью и зло погрозил ему пальцем.
На следующее утро Михаил Афанасьевич удивительным образом навсегда избавился от наркотической зависимости, которую позже весьма убедительно описал в своем рассказе «Морфий».
Вестник любви
Знакомство с последней и самой яркой музой позднего периода творчества писателя.
Как-то на Масленицу в московскую квартиру своих знакомых, у которых обещал быть «знаменитый Булгаков», пришла Елена Сергеевна Шиловская. Однажды, получив разрешение у Елены Сергеевны проводить ее до дома (в это время Е.А. Шиловский был в командировке), Булгаков как вкопанный остановился у подъезда своей возлюбленной.
Гранитная шинель
Писатель работал в Малом театре над инсценировкой знаменитых гоголевских «Мертвых душ». По словам самого Булгакова, постановка шла из рук вон плохо. Михаила Афанасьевича не устраивали ни режиссура, ни декорации, ни игра знаменитых актеров, которые, по его мнению, были далеки от истинного замысла автора. Описывая в письме Попову свои творческие терзания, Михаила Афанасьевича упоминает о том, что ему приснился сам Гоголь. Великий писатель ворвался к нему в квартиру и грозно воскликнул: «Что это значит?!» Булгаков начал оправдываться перед великим мастером, объясняя неудачи в работе над постановкой слабым актерским составом, и прочими трудностями. И вдруг в самом конце их ночной встречи Михаила Афанасьевича неожиданно произносит странную, на его взгляд, фразу: «Учитель, укрой меня своей гранитною шинелью!» После этих слов Михаила Афанасьевича Гоголь откланивается и исчезает. В то время мнительный и видевший во всем тайные знаки Булгаков не смог дать объяснения этой приснившейся ему фразы. Истинный смысл ее неожиданно открылся Елене Сергеевне через 12 лет после смерти писателя. Длительное время на могиле Булгакова на Новодевичьем кладбище не было памятника. Елена Сергеевна, придя на могилу мужа, заглянула в кладбищенскую мастерскую и увидела там гранитное надгробие. Это — снятая с могилы Гоголя старая голгофа (тип надгробного памятника в виде глыбы, увенчанной крестом), вместо которой к 100-летию со дня смерти писателя был установлен новый памятник. По просьбе вдовы Булгакова эту тяжелую гранитную «шинель» вытащили из мастерской и водрузили на могилу Михаила Афанасьевича, где она стоит и по сей день. Позже, вспоминает Елена Сергеевна, ей приснился покойный Михаил Афанасьевич. Булгаков низко поклонился ей и вышел из белой комнаты, закрыв за собой дверь.
Современные исследователи творчества Михаила Булгакова и Николая Гоголя все чаще отмечают, что оба эти человека во многом были схожи. Мистический склад характера, мнительность, доходящая до исступления, непоколебимая вера в силу провидения наложили неизгладимый отпечаток как на творчество, так и на личную жизнь писателей. Вполне может быть, что Булгаков, который хорошо знал творчество Гоголя, это чувствовал и понимал, что их связывает некая невидимая, но прочная нить, которая не разорвалась и после смерти автора «Мастера и Маргариты».
Такие странные события сопровождали писателя на всём его жизненном пути, что заставляет задуматься о том, что, возможно, Булгакову были известно что-то, о чём он никому не говорил. Таким образом, Булгаков даже в предсмертной агонии не успокоился, пока не взял обещание с жены издать роман.
3.Выводы.
Подводя итоги собранным сведениям, мы пришли к следующему: взгляды М.А.Булгакова на жизнь, политическую систему, нравственные ценности и приоритеты сложились на основе заложенных с детства устоев и традиций. Образованный, как и родители, Михаил Булгаков не признаёт революцию, называет её настоящей «катастрофой».
На основе проведённого опроса мы можем сделать вывод о том, что большинство учеников заинтересовал как персонаж Воланд, что, вероятно, следует из яркой особенности Воланда -лаконичных фразах выражать свою яркую позицию. Также Воланд как будто подводит итоги всему московскому населению, замечая, впрочем, что мало изменений произошло с людьми, разве что «квартирный вопрос их испортил». Мы пришли к выводу, что Воланд привлекает читателей своей манерой – яркие выражения, ясные правдивые фразы- и тем, что среди совершаемых им поступков много хороших – взяточники, лгуны, хамы наказываются Воландом и его свитой. Нельзя, конечно, забывать о том, что Воланд – это сатана, а следовательно, ставить в пример его не стоит. Примечательно отметить, что Иешуа – один из главных героев, который считал: «Злых людей не бывает, бывают люди одинокие», привлёк к себе наименьшее внимание. Понтий Пилат, которому в романе отведено всего 4 главы и который тем не менее занимает центральное место в романе, мало кого заинтересовал.
«Записки юного врача», второе произведение, повлиявшее, как мы считаем, на формирование наших взглядов, привлекли нас реалистичностью и тем, что автор описывает не отдалённые, непонятные для чего нужные явления, а жёсткую, «медицинскую» действительность. Это произведение будто бы готовит нас к самостоятельной жизни.(Мы- ученики медицинского класса)
Ещё одним пунктом, повлиявшим на выбор темы нашего проекта, является такой фактор как мистика. В жизни и творчестве Булгакова прослеживается множество событий, объяснение которым дать весьма затруднительно. Чего стоит, допустим то, что излечиться от зависимости от морфия писатель смог, увидев Н.В.Гоголя во сне. Такие интересные биографические факты, несомненно, вызывают у нас огромный интерес.
М.А.Булгаков, «одинокий волк», как он сам себя называл в письме Сталину, смог не только выжить в агрессивной, в особенности к нему, советской среде, писателю удалось написать произведения, перевернувшие с ног на голову представления многих читателей. В какой-то мере именно то, что творчество Михаила Булгакова труднодоступно для понимания и осознания, его особенно интересно изучать. То есть мистика Булгакова – это ещё один фактор, который вызывает повышенное внимание к творчеству писателя.
В заключение остаётся добавить, что большое огорчение вызывает реакция на творчество писателя. Признания при жизни Михаил Афанасьевич Булгаков так и не получил.
4.Используемая литература.
При выполнении работы мы обращались к следующим сайтам сети Интернет: dic.academic.ru,
www.cultin.ru,
www.licey.net, goldlit.ru, lit-helper.com,
obulgakove.ru,
Б.В. Соколов «Булгаков» (энциклопедия), Москва «ЭКСМО» 2005
В.И.Сахаров «М.А.Булгаков в жизни и творчестве» Москва, « Русское слово», 2005
учебник по литературы за 11 класс ( авторы Чалмаев В.А., Михайлов О.Н., Павловский А.И.)
© 2019, Гречихина Татьяна Алексеевна 1941