СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наши общие дела

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час на тему: «Наши общие дела»

Цель: Определить стадии развития коллектива класса. Спланировать работу на год (полугодие).

Форма: Коллективное творческое дело с элемен­тами игры.

Информация к размышлению:

Общение это единственная роскошь, которая есть у человека.

Антуан де Сент-Экзюпери

Подготовительный этап. При подготовке к классному часу продумайте, каким должно быть оформление класса. Можно красочно оформить гирляндами, шарами. Предложите детям под­готовить фотовыставку о проведенных летних каникулах.

Можно провести анкетирование «Мое мнение о классе» с целью выявления удовлетворенности учащихся своим классом. Учащимся предлагает­ся прослушать утверждения и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

• 4 — совершенно согласен;

• 3 — согласен;

• 2 — трудно сказать;

• 1 — не согласен;

• 0 — совершенно не согласен.

1. Я иду в школу с радостью.

2. В классе у меня обычно хорошее настроение, мне комфортно.

3. Мне нравится наш классный руководитель.

4. К нашим учителям можно обратиться за помо­щью и советом.

5. У меня есть любимый учитель.

6. У меня есть любимый предмет.

7. В классе я всегда могу свободно высказать свое мнение.

8. Я считаю, что в нашем классе и школе созданы условия для развития моих способностей.

9. Я считаю, что школа готовит меня для самостоятельной жизни.

10. На летних каникулах я скучал по одноклассни­кам.

Обработка полученных данных

В качестве показателя удовлетворенности уча­щихся классной жизнью может рассматриваться частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если этот показатель больше 3, то можно сделать вывод о высокой степени удовлетворенности, если показа­тель больше 2, но меньше 3 — о средней удовлетво­ренности, если показатель меньше 2 — это свиде­тельствует о низкой удовлетворенности учащихся классной жизнью.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Учитель поздравит учащихся с новым учебным годом, определит задачи коллектива на предстоя­щий год.

«Прежде чем двигаться дальше, мы должны от­ветить на вопросы: «Какой у нас коллектив?», «На каком этапе развития он находится?». Известный педагог А.Н. Лутошкин выделил несколько вершин, которых могут достичь ребята, живущие и работа­ющие, как и мы, в одном коллективе».Формирование и сплочение коллектива — это как восхождение к вершине. Одному туда никак не добраться. Только сообща можно штурмовать пик, именуемый коллективом.

Если считать, что у подножия этой вершины группу людей мы еще не можем назвать коллекти­вом (хотя в жизни мы часто называем коллекти­вом любую группу людей), а оказавшейся на вер­шине «присваивается» это «звание», то весь путь будет состоять из переходов разной сложности, каждый из которых заканчивается воображаемой станцией. Давайте условно обозначим эти стан­ции — ступени.

У самого подножия расположилась станция «Песчаная россыпь». На расстоянии одного пере­хода — «Мягкая глина». Примерно на середине пути к коллективу — ступень «Мерцающий маяк». Даль­ше дорога круче, и приводит она к «Алому пару­су». Еще один рывок, правда, самый сложный, и вершина — «Горящий факел».

Чтобы было понятно, что означают эти ступени, дадим каждой из них более подробную характерис­тику. А вы попытайтесь одновременно сопоставить описание с уровнем развития вашего класса.

«Песчаная россыпь»

Присмотритесь к песчаной россыпи — сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и от­несет часть песка в сторону, рассыплет его по пло­щадке. Дунет ветер посильней, и не станет россыпи.

Бывает так и в группах людей. Там тоже каж­дый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то

«сцепляло», соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг дру­гу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхло­сти, «рассыпчатости» группы.

Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

«Мягкая глина»

Известно, что мягкая глина — материал, ко­торый сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе может быть организатор дела, этот материал превраща­ется в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилия. Больше того, когда мягкая глина окажется в руках неспособного че­ловека, она может принять самые неопределен­ные формы.

В группе, находящейся на этой ступени, замет­ны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.

Скрепляющим звеном здесь еще является фор­мальная дисциплина и требования старших. Отно­шения разные — доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на по­мощь друг другу. Существуют замкнутые приятель­ские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера — хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать."Мерцающий маяк»

В штормовом море маяк и опытному и начинаю­щему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь».

Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преоб­ладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание — это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть, на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не дает погаснуть огню, — организаторы, актив.

Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает труд­но до конца собрать свою волю, найти во всем об­щий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться кол­лективным требованиям у некоторых членов груп­пы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем классе, но и в целом в школе. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус»

Алый парус — символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «Один — за всех, все — за одного».

Дружеское участие и заинтересованность дела­ми друг друга сочетаются с принципиальностью и

взаимной требовательностью. Командный состав па­русника — знающие и надежные организаторы, ав­торитетные товарищи. К ним идут за советом, об­ращаются за помощью, и они бескорыстно оказы­вают ее.

У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все пережива­ют горечь, когда их постигают неудачи. Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах, соседних классах, отрядах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.

Хотя группа и сплочена, но бывают такие мо­менты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение мо­жет быть исправлено.

«Горящий факел»

Горящий факел — это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, еди­ная воля, отличное взаимопонимание, деловое со­трудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это еще не все.

Светить можно и для себя, пробиваясь сквозь за­росли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувство­вать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя группы, которым нужна помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно леген­дарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим. (Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М.: Просвещение, 1981)Учитель обращает внимание учащихся на дос­ку, где вывешивается плакат со схемой стадий раз­вития коллектива в виде горы, подробно характе­ризует каждую из них.

Задание № 1 (выполняется в микрогруппах по 45 человек)

Учащимся необходимо обсудить, какой верши­ны уже достигли (стадии развития коллектива). Каждая микрогруппа высказывает и аргументиру­ет свое мнение.

После общего обсуждения определяется верши­на, которая соответствует стадии развития коллек­тива, — она отмечается на плакате.

«Ребята, наш коллектив — как отряд альпинис­тов, все в одной связке, продвигающиеся к верши­не, восхождение на которую нелегко. На пути встре­чается много преград.

Какие преграды мы встретили на своем пути? Что нам мешает подняться выше (обсуждение в микрогруппах)».

Свое мнение ребята высказывают после обсуж­дения.

Учитель подводит итог обсуждения проблем в клас­се. Они могут быть записаны на доске или плакате.

Задание № 2

Каждой группе раздаются вырезанные из бума­ги флажки, на которых ребятам предлагается записать по 2—3 совместных дела, которые помогут прожить предстоящий год интересно и полезно для всего коллектива.

Учитель организует обсуждение предложенных учащимися коллективных дел, лучшие прикрепля­ются к доске или записываются на листе ватмана в графу «Дело» таблицы:

Дело

Кто организует

Когда проводим

Мини-итоги

В заключение классного часа учитель подведет итоги, поблагодарит ребят за участие в классном часе: «Дружба и взаимовыручка помогут нам пре­одолеть все преграды, достигнуть новой вершины..Мы должны помогать друг другу. Наш успех зави­сит от вклада каждого члена коллектива».

Для того чтобы приучить детей к осмыслению своих жизненных планов, предложите им дома от­ветить на вопросы анкеты, которую можно красоч­но оформить и поместить в личный дневник:

• Чего я хочу добиться в этом учебном году.

• Чему хочу научиться.

• О чем мне бы хотелось узнать.

• О чем я мечтаю.

• В чем мне нужна помощь со стороны родите­лей, учителей.

11.12.2015 13:30


Рекомендуем курсы ПК и ПП