СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наставничество в образовательных учреждениях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание и образование подрастающего поколения было одной из основных задач любого цивилизованного общества. Ведь от заложенного и своевременно раскрытого в этих процессах потенциала молодых поколений зависело не только процветание и стабильность, но и выживание народа, нации и государства.

Сейчас мир ставит перед новыми поколениями все более сложные задачи, которые достигаются через поиск престижной профессии, успешность в социуме, создание здоровой семьи и воспитания собственных детей. Для этого ребенку придется приложить максимум усилий, раскрыть свои навыки и таланты, суметь использовать их в нужном направлении. На этом пути неизбежны ошибки и неудачи. Но, если взрослый человек способен справиться с ними, то для подростка это может стать непреодолимым препятствием. Как следствие, ребенок, не раскрывший потенциал, не найдет свое место в мире, не сможет понять себя, определить свои цели, мечты и желания. Отсюда могут возникнуть личностные и социальные проблемы. И главной задачей педагога на этом этапе является помочь молодому человеку понять, как он хочет жить, чем хочет заниматься и в каком направлении развиваться. В этом могут помочь различные кружки и секции. При наличии свободного времени, ребенок может развиваться в разных направлениях. Многое зависит от желания самого ребенка, его заинтересованности в посещении занятий, которые увлекут его и позволят сделать свой жизненный выбор.

Попадая в образовательную среду, ребенок сразу сталкивается с большим количеством трудностей, в результате которых он рано или поздно может потерять интерес к учебе и дальнейшему развитию. А в ходе образовательного процесса дети в силу своих способностей попадают под определенную градацию, то есть делятся на успевающих, неуспевающих и одаренных. Отдельной категорией идут дети с ОВЗ.

При этом цели и задачи перед педагогами остаются прежними. И для успешной работы со всеми категориями детьми была разработана методика наставничества в образовательных учреждениях. Целью которой является «максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределённости, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 6 лет».

Благодаря этой программе педагог может выбрать любую модель работы с детьми и коллегами, разработать свои программы сообразно поставленным целям и задачам.

В своей работе я выбрал модель Учитель – ученик, а из категории учащихся – группу одаренных детей, которая является для многих педагогов наиболее привлекательной. Свою работу я построил по двум направлениям – интеллектуальном и духовно-нравственном. Это организация интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?» и «Своя игра», а так же школьного любительского театра «Глобус».

В ходе занятий раскрываются способности одаренных и успевающих детей. Игра в ЧГК дает ребенку возможность раскрыть свои способности, свободно общаться в команде со сверстниками, проявлять инициативу и брать ответственность в выборе решения на себя. Во время игр подросток чувствует себя более раскрепощенно, чем на уроке. Играя, он реализует на практике свои возможности, до этого момента быть может скрытые в силу наличия в классе более успешных и талантливых учеников. С момента начала проведения игр складывается культ игрока и команды в самом образовательно учреждении. Ребенок начинает гордиться своими достижениями и желает развиваться дальше.

Немного о театре. По мере развития театрального искусства в школе, появляется все больше желающих принять участие в процессе. И уже не столь важно в качестве кого. Актера, декоратора, костюмера или даже автора. Многие быстро остывают и предпочитают другие виды деятельности. Но многие и остаются, формируя костяк театральной труппы.

Возникает вопрос что ставить и для кого? Наставнику очень важно на этом этапе дать подопечным свободу выбора, почувствовать свою значимость в качестве полноценного участника процесса. Методом проб и ошибок во время репетиций участники самостоятельно находят подходящий для себя формат и жанр представления. Руководитель выступает же в качестве своеобразного дирижера, а не диктатора со своими условиями. Но в то же время огромна его роль как организатора и вдохновителя процесса.

Сами же репетиции проходят в неформальной и порой веселой обстановке. Но при этом «театралы» прекрасно осознают степень своей ответственности перед зрителем и перед самими собой непосредственно. Они начинают понимать, что театр – это не веселая прогулка, а тяжелый и упорный труд. Труд прежде всего над собой. Через какое-то время молодой человек раскрывается, он становится более уверенным в себе. Он учится общаться, отстаивать свою точку зрения в спорных вопросах и прислушиваться к мнению других. В то же время он чувствует себя творцом, поскольку актерская стезя – это искусство перевоплощения, умение заставить зрителя поверить в реальность происходящего на сцене и сопереживать. И если это получается, подросток ощущает душевный подъем и желание стремиться стать лучше.

Немаловажным аспектом театра являются сами произведения. В любом повествовании мы найдем вопросы добра и зла, нравственного и морального выбора, раскаяния за свои ошибки и поступки и прочее. Зритель после просмотра забывает о том, что он увидел и переживал. А актер несет это пламя в себе. И в этом колоссальный момент воспитания ребенка в системе духовно-нравственных ценностей. Это залог его будущих поступков в жизни и социуме. Это школа длиною в сотни лет от первых театров до современности.

«Вся наша жизнь – игра, а люди в ней – актеры». В этих словах Шекспира огромный смысл. Мы часто примеряем различные социальные роли и не всегда удачно. Трудно приспособиться к существующим реалиям социума во всем его многообразии – в семье, на работе, неформальных коллективах и различных группах. Ребенку, который занимался в детстве театром, будет несколько легче, ведь он уже примерял на себя маски различных людей и умеет менять линии поведения. Он уже воспитал себя в качестве полноценной личности и готов показать ее всему миру.

Так и мы, педагоги наставники должны воплощать свои идеи в жизнь, работая со всеми детьми, ориентируясь на их способности и возможности. Ведь роль наставника в этих процессах огромна, хотя он не показывает это. Наоборот, учитель должен оставаться в тени. Он помогает ученикам реализовать себя, выполняя свою задачу. И чем больше детей он увлечет за собой и поставит их на дорогу самосовершенствования и свободы выбора своего жизненного пути, тем увереннее можно говорить о том, что общество будет здоровым. А значит, у всех нас есть будущее.

13.01.2022 05:29


Рекомендуем курсы ПК и ПП