СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Эргономика рабочего места в учебных аудиториях
Е.В. ЗОРИНА И О.Ю. ФОМИЧЕВА УКВ-13
(Н.рук.к.п.н, доцент О.В. Юдакова,)
Школьные, студенческие годы и последующая работа занимаютбольшую часть жизни человека. И основную часть этого времени он сидит по 6–8 часов только во время рабочего дня. Однако, мебель, используемая в организациях и на предприятиях, не всегда является удобной. Кроме того, при аттестации рабочих мест недостаточно внимания уделяется соответствию рабочего местаэргономическим критериям.
Исследователями установлено, что неправильная рабочая поза (вызванная неудобством рабочего места) может явиться фактором риска возникновения заболеваний опорно-двигательного аппарата (остеохондроз, сколиоз, радикулит и т.д.), а также пищеварительной, дыхательной, сердечно - сосудистой и других систем организма человека [1]. Изучение организации рабочего места студентов должно являться одним из основных элементов, способствующих их безопасной жизнедеятельности и предотвращению возникновения ряда заболеваний, повышению эффективности учебной и дальнейшей профессиональной деятельности, что обусловливает актуальность выбранной темы. В связи с чем целью нашей работы явилось оценить эргономические характеристики рабочих мест в Институте пищевых технологий и дизайна в учебном корпусе на ул. Спутника д.24а.
Оценка соответствия функциональных параметров рабочих мест студентов была проведена по ГОСТу 22046-2002, согласно которому требования, предъявляемые к функциональным параметрам стульев, должны соответствовать ГОСТу 11016-93, а столов – ГОСТу 11015-93 Функциональные размеры стульев и столов были измерены в трех аудиториях института 15, 14, 32.
Для большей достоверности полученных данных и правильности составления рекомендаций нами был проведен субъективный метод и составлен опросник для проведения эргономического опроса: основанный на рекомендациях, приведенных в Испытания проводились в трех указанных нами ранее аудиториях, количество опрошенных составило 90 человек. Метод эргономического опроса носит оценочный характер, проявляющийся как отношение человека через его знания и опыт к особенностям конструкции элементов рабочего места, их пространственного размещения. Он позволяет выявить мнение работающего о достоинствах и недостатках конструкции, о возможных причинах заболеваний, о наличии помех, его пожелания, советы и предложения об улучшении конструкции. Метод прост в использовании и не требует много времени.
В исследуемых аудиториях 15,14,32 мебель не соответствует ГОСТам 22046-2002, что может являться причиной отрицательного воздействия на безопасность жизнедеятельности обучающихся. Субъективная оценка удобства (35%) и дискомфорта (65%) рабочая позы в положении сидя на рабочих местах студентов подтверждает наличие эргономических недостатков в функциональных параметром рабочего места. Рекомендуется приобретать только современную эргономичную мебель, соответствующую требованиям ГОСТа. При закупке мебели учитывать мнение тех, кому приходится в силу специфики своей деятельности проводить сидя за ней долгое время.
Список используемой литературы:
1. Строкина А.Н. Эргономическая антропология в проектировании и оценке эргатических систем : автореф. дис. … докт. психол. наук. – М., 2001.
2. Пикунова Г.С. Эргономические факторы в организации современного процесса обучения в вузе // Человек в мире экономических и правовых отношений: материалы XII регион. науч.-практ. конф. – Барнаул, 2008.
3. ГОСТ 22046-2002. Мебель для учебных заведений. Общие технические условия. Взамен ГОСТ 22046-89; введ. 01–07–03. – Минск, 2003.
© 2017, Юдакова Ольга Владимировна 318