СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научная статья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Юматова Е.С.

Экологическое образование детей в образовательных учреждениях Крайнего Севера, на примере МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»: проблема – пути ее решения.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»

В Надымском районе Ямало-Ненецкого автономного округа находится 36 месторождений газа. На них добывается около 40 % российского газа. Кроме этого постоянно ведется разведка новых нефтегазовых месторождений. Вся эта деятельность оказывает мощное техногенное воздействие на ранимую северную природу [1].

В последнее время правительство Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа уделяют особое внимание решению экологических проблем. Правительство инициирует и поддерживает множество природоохранных программ и акций. К примеру, с этой целью 2013 год был объявлен годом охраны окружающей среды России.

Немаловажной составляющей экологии является экологическое образование. Его необходимо реализовывать на протяжении всей жизни человека и начинать с раннего возраста, потому что именно в этот период формируется сознание ребенка.

Основная роль экологического образования возлагается на педагогов образовательных учреждений. Хотя первостепенную роль играют родители.

На мой взгляд, основной и единственной проблемой экологического образования детей образовательных учреждений Крайнего Севера, по сравнению с другими образовательными учреждениями умеренных широт, является суровый климат. Продолжительная и холодная зима с прохладным и коротким летом не дают возможности проводить длительные занятия с детьми на улице. Вследствие этого основную часть времени дети проводят в помещении, где проблематично отобразить в полной мере естественные природные процессы. Хотя педагогами нашей школы проводится большая работа по экологическому образованию в стенах образовательного учреждения [3].

По моему мнению, для улучшения качества экологического образования необходимо дооборудовать должным образом территорию школы.

Я предлагаю:

  1. Произвести более тщательное озеленение территории школы различными древесными породами (сосна, кедр, лиственница, береза, ива). Это позволит, во-первых, ознакомится детям с разнообразием деревьев произрастающих на территории Надымского района и их морфологическими различиями (по листьям, по хвое, по коре и др.); во-вторых, улучшит микроклимат на площадках (деревья не дадут проникать сильным ветрам, задержат снег по периметру школы, предохранив заметание тропинок); в-третьих, повысит имидж школы, улучшив еге эстетическую красоту. Для оказания помощи по облагораживанию территории можно обратиться в отдел Надымское лесничество ДПРР ЯНАО или Надымский лесхоз – филиал ОАУ «Леса Ямала» [2].
  2. Посадка деревьев тем самым привлечет на территорию школы птиц, которые в холодное время года нуждаются в подкормке и укрытии, а в весенний период – местом для выведения птенцов. Для этого осенью необходимо будет изготовить кормушки-укрытия (4-6 шт.) и производить подкормку птиц в течение продолжительной северной зимы. Параллельно можно провести конкурс на лучшую кормушку.

В конце зимы необходимо будет изготовить птичьи домики (4-6 шт.) со съемными крышами, для того чтобы после выведения и вылета птенцов, дети смогли рассмотреть строение гнезда птицы. Возможно проведение конкурса фотографий кормушек, птичьих домиков с птицами.

Также можно разместить в кабинете стенд, в котором имеется кармашек и фотографии различных птиц. По приходу с прогулки предложить детям положить в кармашек фотографии тех птиц, которых они видели на прогулке.

Посадка деревьев, изготовление кормушек, птичьих домиков, подкормка птиц детьми и их родителями в совокупности еще крепче привьет детям бережное отношение к природе.

  1. Исходя их того, что летом для полива посаженных деревьев необходима вода, возможно создание небольшого водоема, в котором можно поместить растения, произрастающие в водоемах Надымского района. А на прогулках показывать растения и их разнообразные формы. В поливе деревьев могут участвовать дети и их родители.

Возможно, перед каждой прогулкой проводить с детьми летом - полив деревьев, зимой – подкормку птиц и уборку территории школы.

Обустройство территории школы по вышеописанному примеру позволит детям, не покидая образовательное учреждение, воочию понаблюдать за природой, оказать ей посильную помощь и на основе этого реализовать свои творческие способности (рисунки, поделки, стихотворения, фотографии).

В последнее время, судя по СМИ, взгляды и мысли первых лиц государства устремлены на перспективы развития Сибири и Дальнего Востока. Большая часть этих территорий находится в суровых климатических условиях. Освоение земель в современном мире не может проходить без соблюдения экологических норм. Именно поэтому вопросу экологического образования детей необходимо уделить особое внимание. А для того чтобы получить экологически грамотных специалистов в будущем, принимать меры нужно уже сейчас.

Литература:

  1. Администрация города Надым и Надымского района // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.nakanune.ru
  2. Бушуева, Т.В. Экологическое образование в образовательных учреждениях в условиях Севера / Т.В. Бушуева // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nsportal.ru
  3. Кирпиченкова, А.Н. Актуальные проблемы экологического образования дошкольников в условиях Крайнего севера / А.Н. Кирпиченкова // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.maaam.ru.
Категория: География
04.11.2015 18:11


Рекомендуем курсы ПК и ПП