СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Изменение контингента детей, получающих специальную помощь, в частности значительное увеличение доли детей с трудностями в обучении и адаптации к школе, предъявляет новые требования к деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов и консультаций. Если раньше основной задачей отборочной комиссии было установление факта наличия (отсутствия) умственной отсталости, задержки психического развития или какого-либо иного нарушения развития, то теперь, учитывая характерную для детей с трудностями в обучении неравномерность развития психических функций, необходимо более детальное и дифференцированное заключение об их состоянии [1].
Решение задачи качественного анализа механизмов отставания возможно при использовании нейропсихологического подхода к диагностике. Нейропсихология может решать эту задачу, поскольку, будучи наукой о мозговой организации психических функций, она имеет теорию системного строения, динамической организации и локализации высших психических функций.
Нейропсихологический подход к отклонениям в развитии базируется на культурно-исторической концепции развития высших психических функций Л.С. Выготского и теории системной динамической локализации А.Р. Лурия [2].
В исследовании Н.Г. Манелис [3] изучалось формирование высших психических функций у детей с задержкой психического развития. Выявлены особенности развития высших психических функций и функционального созревания коры головного мозга.
Школьники с задержкой психического развития испытывают существенные сложности в учебной деятельности из-за недостатков развития познавательных процессов. Учебная мотивация детей-школьников с ЗПР отличается значительной неустойчивостью. Затруднения в обучении обусловлены не только недостатками познавательной деятельности, но и незрелостью эмоциональной и волевой сфер, несформированностью личностных качеств, проблемами общения, отклонениями в поведении.
Применение нейропсихологического подхода к проблеме изучения данной категории школьников позволяет выделить у каждого ребенка его сильные и слабые стороны, то есть сильные и слабые компоненты высших психических функций.
Целью нашего исследования является выявление трудности в обучении младших школьников с задержкой психического развития и применить нейропсихологический подход к их коррекции.
В своем исследовании мы предполагаем, что уменьшение трудностей в обучении у младших школьников с задержкой психического развития возможно, если для их диагностики и коррекции применить нейропсихологический подход. Основным методом нашего исследования является формирующий эксперимент, в который вошли методики: «Отыскивание чисел» (таблицы Шульте); «Запоминание 10 слов» (по А.Р. Лурия); «Запоминание 5 фигур»; «Поиск картинки по наименованию»; «Узнавание перечеркнутых изображений»; «Проба Ферстера»; «Решение арифметической задачи»; «Подбор аналогий»; «Методика Эббингауза».
В проведенном исследовании принимали участие школьники 3 класса ГОУ ТО «ТС(к) О школа-интернат VII вида», с диагнозом задержка психического развития церебрально-органического генеза.
В ходе проведения нейропсихологической диагностики, на констатирующем этапе выявлено, что у большинства детей с задержкой психического развития выраженная несформированность активного внимания, повышенная истощаемость, медленная врабатываемость в деятельность. Недостаточность процесса запоминая, преобладает механический вид памяти. Особенно отстает у школьников развитие словестно – логического мышления, это связано с недостаточным речевым развитием, прежде всего с несформированностью обобщающих функций слова и с недостаточным овладением мыслительными операциями. Учитывая данные результаты, нами разработана и реализована коррекционно – развивающая программа, на основании использования нейропсихологического подхода.
После проведения коррекционно – развивающей программы на контрольном этапе и при сравнительном анализе результатов выявлено, что у детей данной категории прослеживается повышение работоспособности, познавательного интереса, улучшение мнестической деятельности, конструктивного праксиса, гностических функций, повышение обобщающей функции мышления; в общем – повышение уровня развития ВПФ. У школьников испытывающих трудности в обучении отмечается улучшение учебной деятельности и повышение успеваемости.
Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза исследования доказана, а цель достигнута. Исследование на данном этапе завершено.
Список литературы:
© 2019, Антонова Лидия Викторовна 286