СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нейропсихологический подход к коррекции трудностей в обучении школьников с задержкой психического развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменение контингента детей, получающих специальную помощь, в частности значительное увеличение доли детей с трудностями в обучении и адаптации к шко­ле, предъявляет новые требования к деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов и консультаций. Если раньше основной задачей отборочной комиссии было установление факта наличия (отсутствия) умственной отсталости, задержки психического развития или какого-либо иного нарушения развития, то теперь, учи­тывая характерную для детей с трудностями в обучении неравномерность развития психических функций, необходимо более детальное и дифференцированное заклю­чение об их состоянии [1].

Решение задачи качественного анализа механизмов отставания возможно при использовании нейропсихологического подхода к диагностике. Нейропсихология может решать эту задачу, поскольку, будучи наукой о мозговой организации пси­хических функций, она имеет теорию системного строения, динамической органи­зации и локализации высших психических функций.

Нейропсихологический подход к отклонениям в развитии базируется на культурно-исторической концепции развития высших психических функций Л.С. Выготского и теории системной динамической локализации А.Р. Лурия [2].

В исследовании Н.Г. Манелис [3] изучалось формирование высших психических функций у детей с задержкой психического развития. Выявлены особенности развития высших психических функций и функционального созревания коры головного мозга.

Школьники с задержкой психического раз­вития испытывают существенные сложности в учебной деятель­ности из-за недостатков развития познавательных процессов. Учебная мотивация детей-школьников с ЗПР отличается значительной неустойчивостью. Затруднения в обучении обусловлены не только недостатками познавательной деятельности, но и незрелостью эмоциональной и волевой сфер, несформированностью личностных качеств, проблемами общения, отклонениями в поведении.

Применение нейропсихологического подхода к проблеме изучения данной категории школьников позволяет выделить у каждого ребенка его сильные и слабые стороны, то есть сильные и слабые компоненты высших психических функций.

Целью нашего исследования является выявление трудности в обучении младших школьников с задержкой психического развития и применить нейропсихологический подход к их коррекции.

В своем исследовании мы предполагаем, что уменьшение трудностей в обучении у младших школьников с задержкой психического развития возможно, если для их диагностики и коррекции применить нейропсихологический подход. Основным методом нашего исследования является формирующий эксперимент, в который вошли методики: «Отыскивание чисел» (таблицы Шульте); «Запоминание 10 слов» (по А.Р. Лурия); «Запоминание 5 фигур»; «Поиск картинки по наименованию»; «Узнавание перечеркнутых изображений»; «Проба Ферстера»; «Решение арифметической задачи»; «Подбор аналогий»; «Методика Эббингауза».

В проведенном исследовании принимали участие школьники 3 класса ГОУ ТО «ТС(к) О школа-интернат VII вида», с диагнозом задержка психического развития церебрально-органического генеза.

В ходе проведения нейропсихологической диагностики, на констатирующем этапе выявлено, что у большинства детей с задержкой психического развития выраженная несформированность активного внимания, повышенная истощаемость, медленная врабатываемость в деятельность. Недостаточность процесса запоминая, преобладает механический вид памяти. Особенно отстает у школьников развитие словестно – логического мышления, это связано с недостаточным речевым развитием, прежде всего с несформированностью обобщающих функций слова и с недостаточным овладением мыслительными операциями. Учитывая данные результаты, нами разработана и реализована коррекционно – развивающая программа, на основании использования нейропсихологического подхода.

После проведения коррекционно – развивающей программы на контрольном этапе и при сравнительном анализе результатов выявлено, что у детей данной категории прослеживается повышение работоспособности, познавательного интереса, улучшение мнестической деятельности, конструктивного праксиса, гностических функций, повышение обобщающей функции мышления; в общем – повышение уровня развития ВПФ. У школьников испытывающих трудности в обучении отмечается улучшение учебной деятельности и повышение успеваемости.

Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза исследования доказана, а цель достигнута. Исследование на данном этапе завершено.

Список литературы:

  1. Семаго М.М., Ахутина Т.В., Семаго Н.Я., Светлова Н.А., Береславская М.И. Рабочая книга психолого-медико-педагогического Консилиума (методическое пособие и рабочие материалы для деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов и консультаций) / Под общей ред. М.М. Семаго/ – М.:2000
  2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальном поражении мозга/ А.Р. Лурия. – 3-е изд. М.: Академический проект, 2000
  3. Манелис Н.Г. Формирование высших психических функций у детей с задержанным вариантом отклоняющегося развития. Нейропсихологический анализ. // Школа здоровья. №1. 2001
23.10.2019 16:46


Рекомендуем курсы ПК и ПП