СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Обитателями среднего мира кроме людей, являются животные – сармик,,. Слово «сармик,,»в ненецком языке служит для обозначения понятий «птица», «зверь», «животное» и, следовательно, употребляется в самом широком смысле.
Промысловая деятельность, наряду с основным занятием ненцев, так же нашла отражение в верованиях. К более раннему историческому пласту относится комплекс представлений и действий, связанных с непосредственным взаимодействием человека и объекта охоты. Символика, которую имеют отдельные объекты и предметы оленеводства, охоты и рыболовства, является чрезвычайно древней и порой уходит корнями в каменный век. Она является консервативным элементом, стабилизирующим фактором культуры, поскольку накладывает ограничения на возможность использования самих предметов в новом, не традиционном качестве.
Существует придание о сотворение Нумом животного мира:
У старика было семь сыновей. Когда дети выросли, они разошлись по всему свету. Пятеро стали хозяевами, повелителями животного мира – белый медведь, бурый медведь, волк, росомаха и мифическая птица Минлей. Двое остальных – Харючи и Вайнута – положили начало будущей ненецкой народности.
Приведу примеры животных особо почитаемых ненцами, и играющих важную роль в их жизни, мифологии и веровании.
Илебям,пэртя относится к небожителям. Он ближе всех кчеловеку, жертвоприношения принимает непосредственно и поэтому осмеливается вступать с ними в прямую связь – даровать им удачную охоту, охранять стадо и т.д. Духи отдельных мест, гор, лесов подчиняются божеству Илебям,пэртя, живущему на Ямале, хозяину и дарителю пушнины, дичи, зверя.
В числе магических обрядов, направленных на сохранение жизни, были обряды, связанные с собаками. Особый интерес представляют моменты, связанные с ролью собаки в культовой практике, например в качестве жертвенного животного. Приносят в жертву собак белой масти. На жертвенном местеоставляют шкуру и череп собаки, мясо выбрасывают. В хозяйственной и культовой практике собака являетсясредством обмена и дарения. Чистопородную, оленегонную лайку можно обменять на одного оленя.
Используют собак и для обмена души. При тяжёлом заболевании, когда другие меры не помогали, на улице напротив изголовья больного душили собаку. Её душа отправлялась в замен души больного хозяина. Удавкой служила подвязка от кисов больного, которую вешали за шест над его головой. Больной о совершаемом обряде не должен знать.
Бережное, почтительноеотношение к собаке выражается в ряде обязательных норм поведения: её нельзя бить, тем более, убивать. Во время еды, когда собака смотрит на человека, надо дать ей что-нибудь, нельзя её дразнить. Собака может пожаловаться духу нижнего мира.
В качестве тонического животного волк у ненцев не почитается.
Его убивали, если он нападал на стадо.
5.и 6. задние лапы
7. жир.
Голову и шкуру временно оставляли на месте разделки. Вернувшись голову, отвозят на священное место как приношение, а лапы с когтями забирают в чум как оберёг.
В отношении медведя ненцы употребляют описательные названия. Само название медведя – Варк редко употребляется. Произношение его настоящего имени означает призыв, так как он обладает тонким слухом, слышит всё, что про него говорят, особенно в ясную погоду. Считалось, что медведь обладает даром всеведения.
Ненцы считают, что каждый вид животных имеет своего духа-хозяина, каждое животное обладает индивидуальной душой, которая расположена у него в носу. Вероятно, с этим связан обычай, оставлять нос на тушке при снятии шкурки с пушных зверей (песец, заяц, горностай, соболь). Если женщина при снятии шкурки песца нечаянно обрезала нос, то считалось, что в капкан мужа песец больше не попадётся. Такое представление обусловлено, вероятно, пониманием того, что именно нос источник необычайно острого обоняния зверя. Это породило представление о нос как вместилище души, поэтому кончики носов многих животных наделялись магической силой.
© 2019, Айваседо Юлия Александровна 832