СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Я выпустила уже в восемь групп и хочу рассказать, чему действительно учит техникум. Я не буду писать об очевидном. Что техникум учит добывать знания, дарит друзей и первую любовь.
Учёба в техникуме ценна не математикой и не биологией. Ну не ради же нюансов клеткостроения будить любимого ребёнка в субботу. Речь пойдёт о том, чему важному может научиться человек в техникуме.
Техникум учит лучше понимать себя
В столовой я обедала на днях с одной моей коллегой. Её дочь, умница, красавица, почти отличница, заканчивает 4 курс. Оказывается, дома она говорит, что «если в вузе нужно также целыми днями только учиться, а не жить, то ей высшее образование получать ну совсем не хочется». Хорошо, что семья девочки к её доводам прислушивается и планируют её поступление в вуз не с такой погруженностью в науки. Ну не хочет человек тратить молодость на формулы. Попробовала, не понравилось. Получается, техникум её не только помучил, но и помог понять свои интересы, границы своих возможностей.
Техникум помогает сформировать здоровое отношение к ошибкам
Наверное, по мне трактором проехалась профессиональная деформация. Но я не считаю, что исправление ошибок травмирует. Если, конечно, оно не переходит на личности и соответствует заранее оговоренным критериям.
Я считаю, что один из важнейших уроков, который может преподать техникум, — это отношение к ошибкам. Нормально, что первоклассник не умеет видеть свои ошибки, страдает из-за них, тревожится от страха перед новыми. Также нормально для взрослого человека давать себе разрешение на ошибки, на то, чтобы не быть идеальным. Нормально уметь свои ошибки переживать спокойно, анализировать их, идти дальше.
Техникум является промежуточным звеном, тренировочным полем для отработки этих жизненно важных, необходимых для успеха навыков. Именно в неправильном отношении к ошибкам я вижу причину неуспешности отличников во взрослой жизни.
Ошибки в техникуме — они учебные, тренировочные. Ошибся в контрольной — сделай работу над ошибками. Не сдал — пересдай. Сдал на двойку — замнётся под весом других оценок, за домашку там, за лабораторную.
Даже двойка в году — это не приговор. Она просто превращается в осеннюю переэкзаменовку
Вот так и формируется здоровая психология троечника. Что-то вроде «ничего страшного, двигаемся дальше». Для взрослой жизни, насколько я вижу, такой принцип может оказаться очень полезным.
Школа учит приспосабливаться к обстоятельствам
Одна моя коллега однажды сказала: «Я оцениваю не знание физики, я оцениваю решение конкретной задачи». «Какая несправедливость!» — подумала я тогда. А потом передумала. Как оценить знание?
Некоторые убеждены, что те самые устные экзамены в техникуме оценивали исключительно знания. Видимо, те преподаватели, принимавшие те устные экзамены, обладали каким-то особым умением оценивать хоть и лично, но объективно. Хотя об этом нам лучше поведают абитуриенты, провалившие те экзамены. Согласны ли они с тем, что их знания оказались неоценёнными?
А я и правда оцениваю конкретную работу. Ответы на конкретные вопросы. И учу студентов вписываться в повороты. Уверена, что им в жизни это может пригодиться. Читала, что есть активисты, предлагающие отменить оценки, критерии, стандарты. Они верят, что это лишнее. Я не верю.
Не оттого, что я против нестандартных ответов, творческих порывов и выходов за границы обыденности. Я за то, чтобы отличать стандартное от нестандартного, уже известное от принципиально нового, уместное от неподходящего.
Я не исключаю из работы олимпиадные задания и парадоксальные примеры. Но я учу не путать ошибочные и нестандартные суждения
Техникум учит правильно относиться к неприемлемому
Рано или поздно в техникуме вам встретится человек, которого вам будет невозможно принять. Им может стать задира-одногруппник, неприятный сосед по парте, предвзятый или некомпетентный преподаватель.
Жизнь так устроена, что в будущем нас ждёт немало таких встреч. И опыт показывает, что взаимодействия с неприятными, отталкивающими, неприемлемыми, просто фу какими личностями в жизни не избежать. А техникум — это такой инкубатор будущей жизни.
Именно в техникуме студенты сталкиваются с необходимостью общения, а часто и подчинения людям, которым не то что подчиняться, с ними находиться рядом не хочется
И в техникуме у студентов есть страховка — родители, другие преподаватели, групповой руководитель, иногда одногруппники или даже директор. Есть люди, которые помогут справиться с ситуацией в эмоциональном плане. И эти ситуации могут стать точками личностного роста. Особенно если их не раздувать, не преувеличивать искусственно и не усугублять. В любом случае у студента остаётся опыт.
Так можно научиться не доказывать ничего тому, кто не готов слушать. Или понять, что не всегда всё заканчивается справедливо. Зачем учить таким гадостям детей? Затем, что им предстоит жить не в зефирном королевстве с добрыми феями по законам Страшилы Мудрого.
Главное, чтобы студент в конфликтной ситуации не оставался одиноким, чтобы была поддержка. Чтобы именно учили, а не обтёсывали под свои нормативы. Одна из выпускниц нашего техникума, призналась, что из уроков биологии в техникуме она сделала главный вывод: «Я поняла, куда деваются глупые дети — они вырастают и становятся глупыми взрослыми».
© 2019, Кених Нина Александровна 394