СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
1. Создайте атмосферу комфорта в классе Для детей поход в школу – это новый опыт, для многих связанный со стрессом, и очень важно с первых шагов создать для них в классе атмосферу добра и безопасности. Благоприятное эмоциональное состояние ребёнка способствует не только его хорошей успеваемости, но и развитию творческого потенциала. Позвольте детям участвовать в организации классного кабинета. Пусть у каждого ученика будут какие-то обязанности, например, поливать цветы, собирать после урока раздаточный материал. Составьте график выполнения обязанностей. Так дети почувствуют себя хозяевами в своём классе и освоят навыки общения, сотрудничества, ответственности. Чтобы дети ощущали себя единым коллективом, придумайте вместе эмблему, девиз класса. Разбейте учеников на группы и пусть каждая нарисует эмблему и сочинит девиз. Когда все будут готовы, устройте защиту проектов, в процессе которой сами же дети выберут один вариант. Хвалите учеников даже за самые незначительные успехи, ведь для них это – большая победа. Поощряйте стремления, усилия детей, а не только результаты. Введите пятиминутки в начале урока, когда учитель и ученики будут делиться своими маленькими победами. Так дети будут знать, что в школе их всегда поддержат и помогут им, если что-то не получается. Они будут доверять учителю и стремиться выполнять задания лучше.
2. Сделайте дисциплину управляемойЗ Договоритесь о том, что комфортно работать должно быть и учителю, и ученикам. Составьте вместе с детьми список правил. Пропишите систему поощрений и ответственность за нарушения. Лучше сделать это в лёгкой игровой форме. Например, ученикам можно каждый день выдавать карточки с солнышком за проявление доброты, взаимопомощь, вежливость, и карточки с тучкой за нарушение правил. А в конце месяца подведите итоги и похвалите тех, у кого больше всего солнышек. Правила формулируйте в положительном ключе, без приставки «не». Например: «В помещении класса мы поддерживаем порядок» вместо «Не мусорите». Распечатайте правила и распишитесь под ними всем классом. Маленькие дети ещё не умеют ставить подписи, поэтому могут оставить свои имена. Так у них будет формироваться чувство ответственности за свои слова и поступки. Важно: учитель тоже должен соблюдать правила! Дети подражают поведению взрослых, а в школе для них ролевая модель – их педагог. Если он будет нарушать правила, ученики решат, что им можно делать так же. Поэтому, хотите научить детей соблюдать дисциплину – будьте для них примером.
3. Приводите примеры из жизни Любой урок можно сделать интересным, если связать его с каким-то примером из жизни, близким ребёнку, рассказать, как и где можно применить полученные знания. Так ученики лучше поймут, зачем им нужно изучать тот или иной предмет. Дети реагируют на то, что им знакомо и понятно. Например, они могут не запомнить температуру замерзания воды, а если вы спросите: «Почему зимой нельзя купаться в речке?», это вызовет живой интерес. Сложения, вычитания, дроби – как скучно порой учить математику. Но знать, сколько ещё нужно накопить карманных денег, чтобы купить трюковой самокат или игровую приставку, – близкая и понятная проблема для школьника.
4. Используйте разные форматы уроков Не секрет, что ученики начинают отвлекаться и скучать, когда уроки проходят однообразно, в формате привычной лекции. Какой интерес слушать, как учитель пересказывает учебник, если можно всё самому прочитать дома? Ребёнок быстрее усвоит материал, если будет с самого начала вовлечён.
5. Применяйте современные технологии Сейчас дети практически с рождения пользуются различными гаджетами и в школу приходят со смартфонами. Можно бороться и запрещать. Но запретами, как известно, многого не добьёшься, дети умеют их обходить. А можно превратить детские увлечения гаджетами в преимущества. На помощь учителю придут различные приложения, сайты, видео.
6. Меняйте задания Ученикам сложно долго удерживать внимание на чём-то одном. Они привыкли к быстрой смене видов деятельности. Поэтому лучше разбивайте урок на отдельные фрагменты, логически связанные между собой. Меняйте виды деятельности и задания. Например, материал по новой теме – игра – опрос – проговаривание правил вслух. Каждую часть делайте не дольше 12 минут. Готовьте задания таким образом, чтобы они подразумевали активное участие учеников. Это будет держать ребят в тонусе, не позволит им скучать и отвлекаться.
7. Свяжите тему урока с другими предметами Ученикам будет интересно узнать, что тема урока связана не только с другими темами этого же предмета, но и с другими предметами, и даже науками, которые им только предстоит изучать.
8. Создайте тему для обсуждения Хороший способ повысить вовлечённость – вызвать детей на дискуссию. Для этого создайте тему и предложите ученикам порассуждать и найти свои ответы. «Если бы Пушкин жил в наше время, какие бы стихи он писал?», «Какой блог вёл бы Архимед?», «Что бы вы сделали, если бы вам дали миллион рублей?» Попросите учеников связать исторические события с понятными им современными и не ограничивать себя в фантазиях.
9. Проявляйте гибкость При подготовке урока важно составлять план. Однако не менее важно уметь адаптировать его под существующие обстоятельства. Например, если ученик задал интересный вопрос, который требует дополнительного объяснения, лучше уделить ему время, чем пытаться любой ценой «уложиться» в план.
10. Используйте визуальную опору Метод визуальной опоры или скрайбинг – это изображение услышанного посредством рисунков, схем, слов, символов. Он помогает лучше усвоить и запомнить услышанное, так как у детей одновременно задействованы зрение, слух и воображение.
© 2024, Емельянова Елизавета Юрьевна 109