СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Правильное дыхание — это основа громкой и красивой речи, которая нужна каждому человеку для нормальной жизни.
Речевое дыхание — это способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Правильное речевое дыхание даёт возможность при меньшей затрате мышечной энергии речевого аппарата добиваться максимума звучности, более экономно расходовать воздух.
Существует два вида дыхания:
Ⅰ – речевое. Оно осуществляется произвольно.
Ⅱ – неречевое. Осуществляется автоматически.
Как показывает практика некоторые дети начинают свою речь с остаточного выдоха, или начинают говорить на вдохе, или почти перед каждым словом добирают воздух. Поэтому цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, плавно расходовать воздух на выдохе, а также увеличить жизненную ёмкость лёгких.
Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети в середине фразы вынуждены добирать воздух.
Часто такие дети не договаривают слова и в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они говорят на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
В работе по развитию речевого дыхания основными задачами являются:
1. Учить вырабатывать свободный, плавный, удлинённый выдох, используя специальные игровые упражнения.
2. Путём подражания речи взрослого, развивать умение произносить небольшие фразы на одном выдохе.
Правила, которые следует придерживаться, выполняя упражнения для развития речевого дыхания:
- воздух набирать через нос
- не поднимать плечи при вдохе
- в дыхании должен активно участвовать живот
- выдох должен быть длительным и плавным
- щёки не надувать (для начала их можно придерживать руками)
- дыхательные упражнения надо чередовать с другими упражнениями, так как могут вызвать головокружение
- упражнения на дыхание надо выполнять ежедневно (на занятиях, в
физкульт. минутках, в любое свободное время на усмотрение воспитателя)
- упражнения лучше выполнять в игровой форме, чтобы дети их выполняли с интересом и удовольствием.
Работа по развитию правильного речевого дыхания проводится поэтапно:
1.Делаем длительный речевой выдох на отдельных звуках. Вдох через нос, медленный выдох с произнесением согласных: Ф - С- Ш
Ф – С – С – Ш – Ш – С и т.д.
- гласных звуков: А – О – У – И
А – О – У – И – Э – Ы и т.д.
- слоги: ПА ПАПА ПАПАПА
- на слова:
счет на одном выдохе: 1, 2, 3...
перечисление дней недели, название месяцев- на одном выдохе.
- предложения:
Пришла осень. Падают листья. Тихо падают листья. Тихо падают жёлтые листья.
При нормально развивающейся речи речевое дыхание, у детей, развивается постепенно, спонтанно, незаметно. Поэтому взрослые не задумываются над тем, какую сложную работу выполняют легкие в момент речи.
Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, различных сердечно- сосудистых заболеваний и т.д.
2.Следующий этап:
- надувание резиновых игрушек, воздушных шаров, сдувание «парашютиков» с отцветающих одуванчиков.
Легко и доступно на занятиях использовать вату. Можно играть в игры: «Ворота», «Футбол», «Сдуй с ладошки».
Все дети любят игры в воде. Д/игра «Буря в стакане». В стакан с водой опустить соломинку и медленно выдохнуть в неё воздух так, чтобы появились пузырьки в воде. Д/игра «Кораблик». По методу оригами можно сделать кораблик и детям сказать, что они капитаны. Им предстоит отправится в путешествие по волнам океана (вода в тазу). Плавно выдыхая, воздушной струёй отправить кораблик в плаванье. Нужно дуть плавно и медленно.
Существует очень много игр на развитие речевого дыхания, которые вы хорошо знаете и используете в своей работе. Я хочу напомнить названия: «Снежинки», «Бабочки», «Вьюга», «Ах, как пахнет!», «Пилка дров», «Пузырь», «Вертушка», «Горячий чай», «Рубим дрова», «Подуй на чёлку», «Погрей руки» и т.д.
Я познакомила вас с некоторыми тренажёрами для дыхательной гимнастики. Вы можете применять всю свою фантазию, что-то придумать новое, разнообразить дыхательные упражнения, изготовить тренажёры.
Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику. Да, в различных режимных моментах: как часть физкульт.занятия, на музыкальных занятиях, в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности.
Желаю Вам удачи в развитии у детей правильного речевого дыхания!
© 2022, Ветрова Лариса Станиславовна 225