СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цитата:«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны понять», - писал А.М.Горький.
Интерес – один из инструментов, побуждающий учащихся к более глубокому познаванию предмета, развивающий их способности.
Для воспитания и развития интереса к предмету учитель располагает в основном двумя возможностями: работой на уроке и внеклассной работой. Первой из них является, конечно же, работа на уроке. На уроке присутствуют все ученики класса.
Приведу некоторые формы работы, которые помогают систематически воспитывать интерес уч-ся к математике.
Первые и последние уроки в каждой четверти можно отдавать рассказу о значение математики, о математике вокруг нас, о замечательных людях, посветившим свою жизнь математике, о связи с другими предметами или же защите рефератов уч-ся по этим вопросам.
Уроки в 5-8кл. можно начать с викторины, которая выполнит роль устной работы или теоретической разминки и рассчитана обычно 3-7 мин.
В целях экономии времени на уроках условия примеров и вопросы учитель представляет учащимся на карточках, а условие задачи читает медленно дважды. Ответы учащихся крупно записывают на листочках и по команде учителя показывают. Подсчитывают правильные ответы и на доске записывают общие количество баллов каждого ряда. Чтобы викторина служила главной задаче – обучению учащихся на уроке, учитель вызывает учеников к доске для обоснования своих ответов.
Общий итог викторины иногда подводиться сразу, иногда во время последующей самостоятельной работы, иногда в конце урока, в последнем случае очки начисляются во время всего урока за ответы с места. Викторина помогает учителю увидеть сразу характер ошибок учеников.
В 5-6 кл. внимание учащихся нестойкое. Возникает необходимость на уроке переключаться с одного вида деятельности на другой. В этом случае выручает математическая эстафета. Лучший результат дают эстафеты, проводимые в конце урока. Рассмотри некоторые их виды:
1. Три картинки разрезают на 12 равных прямоугольников. На обратной стороне каждого прямоугольника написано задание. Прямоугольника складываются в 3 коробочки, по коробочке для каждого ряда. Коробочка передаётся по ряду, и каждый ученик берёт себе карточку и шарик из пластилина для её прикрепления к классной доске. Даётся 3-5 минут для устного решения. На доске против каждого ряда прикреплены по листу бумаги, разделённому на 16 таких же частей, в которых написаны предполагаемые ответы. По команде: « На старт! Внимание! Марш! » - ученики ищущие на первых картах слова, направляются к соответствующему листу бумаги на доске и прикрепляют свою карточку к нужной части так, чтобы ответы совпадали и чтобы картинки были с лицевой части. Возвращаясь на место, они передают право соседу прикрепить свой кусочек картинки на общую часть и т.д.
Заданий для каждого ряда 12, а ответов на доске 16. Ребята должны найти среди казанных правильные ответы. В результате правильного решения задания на доске появляется картинка. Ряд, выполнивший работу первым, дополнительно получает 2 очка, а тот ряд, который закончил работы вторым, - 1 очко. После проведения эстафеты разбираются задания, в которых допущены ошибки.
Это вид эстафеты целесообразно проводить только в 5 кл., так как ребята постарше, зная, в чём её суть, стараются во что бы то ни стало собрать картинку, вне зависимости от полученных ответов.
2. При изучении темы « Умножение одночленов » в 7 кл. также можно провести эстафету. На каждый ряд раздают по одинаковой карточке(см. рис 1 ), играющей роль эстафетной палочки, на которой изображены множители, последующие множители и окончательный результат – произведение. Учащимся даётся задание « закрыть форточки », то есть заполнить пустые места промежуточными произведениями, которые записывают только простом карандашом и после того, как тщательно проверено решение предыдущих примеров. Эта эстафета развивает также умение контролировать себя.
3. В 5,6,7 кл. можно провести ещё и такую эстафету. После того как объяснён новый материал и дан образец решения задач, класс отправляется в воображаемы полёт в межзвёздном пространстве. Объявляется, например, маршрут: Земля – Фотон – Гриада – Мада – Нептун – Земля. Количество пунктов маршрута равно количеству заданий. Первый решивший первой задание направляется к учителю – контролёру №1. Если задание выполнено верно, ученик получает табличку с названием первого пункта – Фотон, становиться контролёром №2, получает право решить следующие задания и право пропускать других пассажиров на эту планету. Следующий решивший это задание может направиться либо к контролёру №1, либо №2. В случаи удачи он становиться котроллером №3 и так далее. В конце урока подводим итоги. Если у ученика на парте стоит все таблички ( они выполнены в цвете, у каждой планеты – свой цвет ) маршрута, он получает «5», если на один меньше «4» и так далее.
Эстафета помогает провести самостоятельную работу быстрее, чем обычно, организует внимание учащихся, воспитывает товарищество, а также даёт возможность учителю увидеть, как понят изученный материал, чтобы правильно построить свою работу на следующем уроке.
В 7 и Кл. ребята пишут либо рефераты на темы « Математика вокруг нас », « Математика за страницами школьного учебника », либо сочиняют сказки, рассказы на математические темы.
Начиная с 8 кл. за урок до контрольной работы можно провести математический бой. О нём объявляется на предыдущем уроке, чтобы учащиеся в качестве домашнего задания заранее подготовили интересные вопросы для команды противника и ответы на них. Класс разбивается на две команды, придумывается название команд, выбираются капитаны. Кратко перечислим основные этапы математического боя: конкурс капитанов, разминка команд, решение примеров и задач, подведение итогов.
На каждом этапе осуществляется не только соревнование команд, но и помощь тем, кто не ответил на вопрос, не решил задачу, то есть осуществляется сотрудничество, работают все.
Интерес к математике усиливается, если ребята видят её связь с другими предметами. В этом плане огромное значение имеют уроки, которые ведут 2-3 учителя по разным предметам.
В развитии познавательного интереса к предмету особое место занимают общественные смотры знаний.
Известно, что изучение геометрии у учащихся 7 кл. вызывает большие трудности, чтобы развить интерес к этому новому для них предмету, возбудить любознательность, творческими шагами можно провести общественный смотр знаний в виде полёта на планету « Геомомудрия ». За две недели до смотра полёта вывешиваются вопросы на стенде. Учащихся 8 кл. – проверяющие, они же готовят викторины и другие задания для полёта. С учениками 7 кл. решаем, что проведём пресс – конференцию учёных – геометров.
Распределяем роли: часть учеников будут членами экипажа « космического корабля », другая часть – пассажирами (учёными). Наконец все готово и в назначенное время проводиться рейс « Земля – Геомомудрие – Земля » на звездолёте « Орион 13-2-87-7Б ». На планете Геомомудрия состоится пресс – конференция учёных – геометров с корреспондентами космовидения различных планет солнечной системы. « Полёт » начался в точно назначенное время. Но по пути следование звездолёт оказался в магнитном поле звёзды Теоромии, которая притянула звездолёт. А инопланетяне с этой звезды ( уч. 8 кл. ) выразили недоверие к пассажирам и решили проверить, действительно ли на борту корабля находиться « великие геометр ». Инопланетяне вначале проводят смотр знаний по тем вопросам, которые были даны заранее. Затем жюри из инопланетян подводят итоги, а другие инопланетяне
Путь свободен! Продолжайте рейс на планету Геомомудрия.
И вот звездолёт у цели. Заходят корреспонденты космовидения различных планет. Начинается пресс- конференция. Корреспонденты задают вопросы учёным – геометрам. Их интересует буквально всё: и как возникла наука геометрия на Земле, и какие геометрии существуют, и где применяются геометрические знания и так далее. При оценке работы каждого семиклассника на описанном смотре – « полёте » принимается во внимание его участие во всех этапах работы.
Игра – спутник человеческой жизни от колыбели до глубокой старости. В играх развиваются и укрепляются чувства товарищества, солидарности, честности, правдивости и другие качества, необходимые для коллективной работы о воспитания сознательной дисциплины. Игра является хорошей союзницей не только в воспитании детей, но и в обучении детей, но и в обучении их, поэтому нам, учителям матем., необходимо периодически пользоваться играми или вводить элементы игры и на уроках, и во внеурочное время. Познание же математики через игры прививает к ней любовь, переходящую иногда в дальнейшем в потребность заниматься этой наукой серьёзно.
Изгнать скуку и равнодушие с уроков геометрии 7 кл. могут помочь также и творческие задания.
1.На первых уроках геометрии 7 кл. знакомятся с различными простейшими фигурами, их отношениями, появляется новая терминология, которая нелегко усваивается ими. В связи с этим в устные упражнения каждого урока геометрии можно включать следующее задание: опишите рисунок
Дана прямая а. Её можно назвать АВ, ВС или АС
Даны 6 точек: А, В, С, Д, Е, К.
Точки Е и Д лежат по разные стороны от прямой а и т.д.
В описании рисунка по очереди вовлекаются все уч-ся класса. От урока к уроку рисунки усложняются. Можно предложить уч-ся самим придумать рисунок, а затем его описать.
2. Один из труднейших методов доказательства, с которым ученики сталкиваются при изучении геометрии 7 кл. – доказательство от противного:
Ученикам предлагается творческое задание: проиллюстрировать применение доказательства методом от противного на примерах из жизни, художественной литературы, из различных школьных учебников.
3.Признаки равенства треугольников – основной рабочий аппарат для дальнейшего изучения геометрии и решения задач. Необходимо, чтобы знания учащегося по этой теме было глубокими, прочными. С этой целью по окончанию изучения всех трёх признаков равенства треугольников предлагается следующие домашние задание синтетического характера: составить и решить задачу на применение определений и теорем данной темы. Самостоятельно составленная и решённая задача запоминается лучше.
4. При изучении курса геометрии 7 кл. учащиеся узнают много интересных признаков и свойств равнобедренного треугольника. Можно предложить им следующее творческое задание! Написать сочинение о равнобедренном треугольнике в форме сказки, или басни.
Работы учеников отличаются разнообразием форм, выдумкой, фантазией, юмором, богатым воображением.
© 2016, Борисенко Ольга Анатольевна 939