СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Некоторые приемы технологии РКМ
Название |
Характеристика |
Применение |
|
«Корзина» идей, понятий, фактов |
На доске можно нарисовать корзинку, где условно собирается все, что дети знают по данной проблеме. Методика: 1) учитель задает вопрос о том, что известно детям о поставленной проблеме; 2) каждый ученик самостоятельно вспоминает и записывает в тетрадь то, что он знает в этой связи (1-2 мин); 3) обмен информацией в парах (группах); каждая пара называет одно сведение или факт, не повторяя сказанного ранее; 5) учитель в виде тезисов записывает в «корзинке» все высказывания и идеи, включая ошибочные; 6) по мере освоения новой информации исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения. |
«вызов», «рефлексия» |
|
Пометки на полях (инсерт) |
Учащиеся читают текст, делая пометки: «v» -известная информация; «+» - новая информация; «?» - непонятная информация; « – » - информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями. После работы с текстом – обсуждение с обязательным обращением к исходному тексту, цитированием. |
«осмысление», «рефлексия» |
|
«Перепутанные логические цепочки» |
Ученикам предлагается набор фактов (процессов, явлений), последовательность которых нарушена; дети расставляют события в нужном порядке. |
«вызов», «рефлексия» |
|
Лекция с остановками |
После каждой смысловой части лекции учителя делается пауза, обсуждается проблемный вопрос, идет коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, выполняются дополнительные задания. |
«осмысление» |
|
Прием «Таблицы, схемы, рисунки» |
|||
Составление маркировочной таблицы «ЗУХ» («ЗХУ») |
Одна из форм контроля эффективности чтения с пометками. Читая текст, ученик заполняет графы таблицы: «З(наю) – У(знал) – Х(очу узнать)» или «З(наю) – Х(очу узнать) – У(знал)» своими словами, без цитирования исходного текста. |
«осмысление», «рефлексия», контроль знаний, домашнее задание |
|
«Концептуальная таблица» |
Используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит |
На всех фазах урока, в домашнем задании |
|
«Сводная таблица» |
Помогает систематизировать информацию, проводить параллели между объектами, явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица просто: Средняя колонка называется «линией сравнения». В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем, сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от «линии сравнения», заносится информация, которую и предстоит сравнить |
На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой. |
|
Эффективная лекция с использованием «бортового журнала» |
Во время лекции ученики работают с таблицей: «известная информация и предположения (заполняется до лекции на стадии «вызов») – новая информация». Один из вариантов использования приема – работа в парах: один ученик ставит «+» и «–» в левой колонке, другой – записывает новую информацию; после индивидуальной работы пара обсуждает полученное, готовится к общей работе с классом. |
«осмысление» |
|
Составление кластера |
В центре доски записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д. В процессе уточнения информации кластер видоизменяется. |
«вызов», другие этапы урока, домашнее задание |
|
Написание синквейна |
1. Одно существительное – тема синквейна. 2. Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему. 3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий. 4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение). 5. Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание. Методика: 1) объяснить правила написания синквейна; 2) привести несколько примеров синквейнов; 3) задать тему; 4) зафиксировать время на написание синквейнов; 5) заслушать варианты (по желанию учеников). Можно начинать с коллективного сочинения синквейна, с работы в парах, группах. |
«рефлексия» |
|
«Кубик» |
Суть данного приема. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий: 1. Опиши это. (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики) 2. Сравни это. (На что это похоже? Чем отличается?) 3. Проассоциируй это. (Что это напоминает?) 4. Проанализируй это. (Как это сделано? Из чего состоит?) 5. Примени это. (Что с этим можно делать? Как это применяется?) 6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это) |
осмысление, рефлексия |
|
«Дерево предсказаний» |
«Ствол дерева» - тема, «ветви» - предположения, «листья» - обоснования предположений, аргументы. Приём разработан для работы с художественным текстом, чтобы строить предположения о развитии сюжета, но с успехом применяется для обсуждения социально значимых проблем. |
«вызов», «рефлексия», домашнее задание |
|
«Карта познания» |
От ключевого понятия, помещённого в центр листа (доски), отходят изогнутые линии (ветви) первого порядка с помещенными на них словами, связанными с ключевым понятием; далее помещаются «ветви» второго порядка с понятиями, уточняющими первоначальные сведения. Надо стремиться использовать для создания «карты» меньше слов, но больше символов, рисунков, цвета. |
«вызов», «рефлексия» |
|
По формам организации учебной деятельности |
|||
Учебный мозговой штурм |
1 этап – создание банка идей, возможных решений проблемы (принимается и фиксируется всё, без изменений и оценок, около 10-15 мин); 2 этап – коллективное обсуждение идей и предложений; 3 этап – выбор наиболее перспективных решений. |
«вызов», «осмысление» |
|
Игра «Как вы думаете?» (обучение сообща) |
Класс делится на группы по 4-6 человек, учитель каждой из них раздает карточки с суждениями и игровое поле, где располагаются три зоны: «никогда – иногда – всегда». Дети берут по очереди карточки, читают суждения и по своему усмотрению (ни с кем не советуясь) раскладывают карточки на одну из зон игрового поля текстом вверх. Остальные члены группы читают про себя суждения и, если считают, что карточка лежит не в своей зоне, могут перевернуть ее текстом вниз; затем происходит обсуждение. |
«осмысление», «рефлексия» |
|
«Зигзаг» или "Отсюда – туда" (взаимообучение) |
|
«осмысление» |
|
РАФТ Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема) |
Пишущий выбирает для себя роль, т.е. сочиняет не от своего лица; определяет, для кого (родители, одноклассники) он пишет; выбирает форму (письмо, жалоба) и тему сочинения. Работа может вестись в парах, а также с опорой на вопросы. |
Рефлексия |
|
Дискуссия |
Цель: не решить проблему, а углубить понимание её важности. Проблема должна быть спорной, неоднозначной, содействовать активному вовлечению учащихся в диалог. Дискуссии предшествует подготовительная работа с источниками информации. Часто используемый вариант – перекрестная дискуссия: две стороны формулируют и защищают аргументы «за» и «против». |
все этапы, особая модель |
|
«Карусель» |
Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь. |
Осмысление |
|
Стратегия «Галерея» |
После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом, можно определить, какая группа дала лучший ответ. |
Рефлексия |
|
Прием «Вопросы» |
|||
Чтение с остановками |
Учащиеся работают со знакомым текстом, который заранее разделен на части. К каждой из них сформулированы вопросы (простые - факты, воспроизведение информации, уточняющие, объясняющие (почему?), творческие и т.д.) |
«осмысление» |
|
Составление таблицы «тонких» и «толстых» вопросов |
«Тонкие» вопросы требуют простого, однозначного ответа: кто. что. когда. может. будет. мог ли. как звали. было ли. согласны ли вы. верно. «Толстые» вопросы», на которые ответить столь определенно не возможно. Это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы: дайте объяснение, почему. почему вы думаете. почему вы считаете. в чем разница. предположите, что будет, если. что, если. |
все этапы |
|
Ассоциации |
«Какие ассоциации связаны с …»? « Что вы знаете о …»? |
«вызов» |
© 2016, Привалова Ирина Васильевна 574