СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Формирование основ историко-краеведческих знаний о родном городе у детей дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс Лего-конструирования.
Воспитание гражданина и патриота, любящего и знающего свою Родину особенно актуально в наше время. Патриотическое воспитание начинается с осознания ценности Родины.
Родиной для маленького ребенка является, в первую очередь, его семья, его дом, его улица, детский сад, родной город. Поэтому, «приобщение к культуре и истории родной страны, на мой взгляд, невозможно без приобщения к краеведческому компоненту». Каждая область, каждый край, каждый город, деревня или село имеют свои отличительные особенности, свою историю, природу, традиции и быт. Таким образом, формирование представлений о родном городе становится необходимым условием патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Ведущая педагогическая идея данного опыта заключается в определении путей и форм повышения эффективности использования возможностей Лего-технологий для формирования основ историко-краеведческих знаний о родном городе у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
Наиболее эффективными и апробированными формами ознакомления детей с родным городом являются:
– экскурсии и прогулки по достопримечательностям, паркам и площадям города, к памятникам, а также экскурсии в музеи;
– просмотр презентаций с видео- и фотографиями, фильмов о городе;
- просмотр фотографий и проведение бесед о горожанах, внесших вклад в историю города;
– рассматривание картин, репродукций, иллюстраций, посвященных родному городу;
– использование игровых упражнений, дидактических игр, заданий по тематике родного города.
Лего-конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а значит, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения; расширяет кругозор; развивает познавательную активность дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
В прошлом году наши дети систематически посещали занятия в ЦДТ по лего-конструированию и робототехнике, а также им очень нравилось играть с различными видами конструкторов Лего и в самостоятельной деятельности в детском саду. Поэтому мы решили связать направление по ознакомлению детей с родным городом с Лего-конструированием.
Представленный педагогический опыт охватывает все основные направления в работе дошкольного учреждения: информационное, познавательное, патриотическое, краеведческое, творческое и конструктивное.
Работа в данном направлении была разделена на следующие этапы:
I этап – диагностический (констатирующий).
II этап – практический (формирующий).
III этап – аналитический (контрольный).
Целью диагностического этапа педагогического опыта – определение уровня сформированности историко-краеведческих знаний о родном городе, а также определить степень участия родителей в патриотическом воспитании старших дошкольников. Для выявления знаний у детей о достопримечательностях города проведена беседа «Родной город» (А.О. Ястребцова), на наличие знаний о символике родного города и страны была проведена беседа «Государственная символика» (А.О. Ястребцова). На наличие заинтересованности родителей в патриотическом воспитании дошкольников была проведена анкета А.О. Ястребцова.
Целью практического этапа – использование Лего-технологий при формировании историко-краеведческих знаний о родном городе у старших дошкольников.
Задачи этапа: - разработать и апробировать систему работы в данном направлении;
Таким образом, мною был разработан краткосрочный проект по Лего-конструированию «Наш город».
Целью данного проекта было развитие конструктивного творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора Лего.
Задачи проекта:
- Закреплять знания детей о родном городе, развивать бережное отношение к нему, его достопримечательностям.
- Развивать умение видеть конструкцию и анализировать его основные части, их функциональные назначения, определять какие детали больше всего подходят для постройки.
- Закреплять навыки коллективной работы: умение договариваться, распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом.
- Привлекать родителей к участию в совместных мероприятиях: создание макета, а также в проведении экскурсий по городу.
При реализации данного проекта с детьми были проведены беседы: «История города», «Достопримечательности города».
НОД: «Улицы города», «Городской транспорт», на которых дети собирали из конструктора различные виды транспорта. Занятие «Семейные традиции» сподвигло нас на создание мультфильма с участием детей «День рождение Коли». Представляем его вашему вниманию.
Прослушивание песен и чтение стихов о родном городе.
Составление рассказов: «Дом, в котором я живу», «Прогулки по городу всей семьей»
Рисование: «Мой дом», «Вечерний город».
Дидактические игры: «Запомни расположение и выложи так же», «Кто быстрее соберет», «Что изменилось», «Раскрась картину».
Экскурсии по ближайшим улицам и на центральную площадь.
Макеты: дети выложили название нашего города из конструктора, а также создали макет «Улица города».
Итогом данного проекта было совместное с родителями создание макета «Двор будущего», который был представлен детьми небольшим рассказом в видеоролике. Представляем их вашему вниманию.
Подводя итоги по реализации данного проекта можно сказать, что:
- у детей появился ярко выраженный интерес к своему городу;
- увеличился объем знаний о родном городе;
- создание конструкций из Лего конструктора по собственному желанию;
- применение разных средств, для достижения результата (схемы, модели, рисунки).
Целью аналитического этапа – провести повторную диагностику по выявлению уровней сформированности историко-краеведческих знаний о родном городе у старших дошкольников после включения Лего-технологий.
Для выявления динамики развития использовались те же диагностические задания, что и на начальном этапе.
После проведенной работы наметилась положительная динамика в формировании историко-краеведческих знаний о родном городе у старших дошкольников.
В результате проделанной работы, дети группы стали проявлять стойкий интерес и потребность к изучению истории родного города и края, освоили необходимый объем историко-краеведческих знаний. У них появились такие личностные качества, как уверенность, активность, целеустремленность, желание показать свои достижения и т.д.
Таким образом, при дальнейшей целенаправленной работе совместно с педагогами и родителями процесс формирования историко-краеведческих знаний о родном городе посредством Лего-технологий у старших дошкольников будет более эффективным.
Формирование основ историко-краеведческих знаний о родном городе у детей дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс Лего-конструирования.
Воспитание гражданина и патриота, любящего и знающего свою Родину особенно актуально в наше время. Патриотическое воспитание начинается с осознания ценности Родины.
Родиной для маленького ребенка является, в первую очередь, его семья, его дом, его улица, детский сад, родной город. Поэтому, «приобщение к культуре и истории родной страны, на мой взгляд, невозможно без приобщения к краеведческому компоненту». Каждая область, каждый край, каждый город, деревня или село имеют свои отличительные особенности, свою историю, природу, традиции и быт. Таким образом, формирование представлений о родном городе становится необходимым условием патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Ведущая педагогическая идея данного опыта заключается в определении путей и форм повышения эффективности использования возможностей Лего-технологий для формирования основ историко-краеведческих знаний о родном городе у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
Наиболее эффективными и апробированными формами ознакомления детей с родным городом являются:
– экскурсии и прогулки по достопримечательностям, паркам и площадям города, к памятникам, а также экскурсии в музеи;
– просмотр презентаций с видео- и фотографиями, фильмов о городе;
- просмотр фотографий и проведение бесед о горожанах, внесших вклад в историю города;
– рассматривание картин, репродукций, иллюстраций, посвященных родному городу;
– использование игровых упражнений, дидактических игр, заданий по тематике родного города.
Лего-конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а значит, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения; расширяет кругозор; развивает познавательную активность дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
В прошлом году наши дети систематически посещали занятия в ЦДТ по лего-конструированию и робототехнике, а также им очень нравилось играть с различными видами конструкторов Лего и в самостоятельной деятельности в детском саду. Поэтому мы решили связать направление по ознакомлению детей с родным городом с Лего-конструированием.
Представленный педагогический опыт охватывает все основные направления в работе дошкольного учреждения: информационное, познавательное, патриотическое, краеведческое, творческое и конструктивное.
Работа в данном направлении была разделена на следующие этапы:
I этап – диагностический (констатирующий).
II этап – практический (формирующий).
III этап – аналитический (контрольный).
Целью диагностического этапа педагогического опыта – определение уровня сформированности историко-краеведческих знаний о родном городе, а также определить степень участия родителей в патриотическом воспитании старших дошкольников. Для выявления знаний у детей о достопримечательностях города проведена беседа «Родной город» (А.О. Ястребцова), на наличие знаний о символике родного города и страны была проведена беседа «Государственная символика» (А.О. Ястребцова). На наличие заинтересованности родителей в патриотическом воспитании дошкольников была проведена анкета А.О. Ястребцова.
Целью практического этапа – использование Лего-технологий при формировании историко-краеведческих знаний о родном городе у старших дошкольников.
Задачи этапа: - разработать и апробировать систему работы в данном направлении;
Таким образом, мною был разработан краткосрочный проект по Лего-конструированию «Наш город».
Целью данного проекта было развитие конструктивного творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора Лего.
Задачи проекта:
- Закреплять знания детей о родном городе, развивать бережное отношение к нему, его достопримечательностям.
- Развивать умение видеть конструкцию и анализировать его основные части, их функциональные назначения, определять какие детали больше всего подходят для постройки.
- Закреплять навыки коллективной работы: умение договариваться, распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом.
- Привлекать родителей к участию в совместных мероприятиях: создание макета, а также в проведении экскурсий по городу.
При реализации данного проекта с детьми были проведены беседы: «История города», «Достопримечательности города».
НОД: «Улицы города», «Городской транспорт», на которых дети собирали из конструктора различные виды транспорта. Занятие «Семейные традиции» сподвигло нас на создание мультфильма с участием детей «День рождение Коли». Представляем его вашему вниманию.
Прослушивание песен и чтение стихов о родном городе.
Составление рассказов: «Дом, в котором я живу», «Прогулки по городу всей семьей»
Рисование: «Мой дом», «Вечерний город».
Дидактические игры: «Запомни расположение и выложи так же», «Кто быстрее соберет», «Что изменилось», «Раскрась картину».
Экскурсии по ближайшим улицам и на центральную площадь.
Макеты: дети выложили название нашего города из конструктора, а также создали макет «Улица города».
Итогом данного проекта было совместное с родителями создание макета «Двор будущего», который был представлен детьми небольшим рассказом в видеоролике. Представляем их вашему вниманию.
Подводя итоги по реализации данного проекта можно сказать, что:
- у детей появился ярко выраженный интерес к своему городу;
- увеличился объем знаний о родном городе;
- создание конструкций из Лего конструктора по собственному желанию;
- применение разных средств, для достижения результата (схемы, модели, рисунки).
Целью аналитического этапа – провести повторную диагностику по выявлению уровней сформированности историко-краеведческих знаний о родном городе у старших дошкольников после включения Лего-технологий.
Для выявления динамики развития использовались те же диагностические задания, что и на начальном этапе.
После проведенной работы наметилась положительная динамика в формировании историко-краеведческих знаний о родном городе у старших дошкольников.
В результате проделанной работы, дети группы стали проявлять стойкий интерес и потребность к изучению истории родного города и края, освоили необходимый объем историко-краеведческих знаний. У них появились такие личностные качества, как уверенность, активность, целеустремленность, желание показать свои достижения и т.д.
Таким образом, при дальнейшей целенаправленной работе совместно с педагогами и родителями процесс формирования историко-краеведческих знаний о родном городе посредством Лего-технологий у старших дошкольников будет более эффективным.
© 2024, Айрих Зульфия Рафаиловна 108