СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Нужна ли в школе дистанционка?
2 июля
1,4 тыс. дочитываний
2,5 мин.
2,4 тыс. просмотров. Уникальные посетители страницы.
1,4 тыс. дочитываний, 60%. Пользователи, дочитавшие до конца.
2,5 мин. Среднее время дочитывания публикации.
О дистанционном обучении сейчас говорят и спорят очень много. Отношение к нему неоднозначное. Одни считают, что за ним будущее. Другие уверены, что дети все-таки должны обучаться в школе. Что я как учитель думаю о дистанте?
Весть о том, что в 14 регионах с 1 сентября вводится цифровизация, вызвала панику у большинства родителей. Они восприняли это как возвращение дистанционного обучения, только уже на постоянной основе. Министерству просвещения даже пришлось дать разъяснения о том, что цифровизация вовсе не обозначает полный переход на удаленку.
Опасения родителей понятны. Несмотря на то, что есть семьи, которым такой формат обучения понравился, большинство все-таки категорически против учебы через мониторы. Три весенних месяца доставили немало хлопот родителям, детям и учителям. Мало кто хочет продолжения.
И все же, так ли плохо дистанционное обучение?
Как учитель с приличным стажем, я могу с уверенностью сказать, что массовое обучение детей на дистанте неэффективно. Конечно, можно использовать Zoom или другие средства для видеосвязи, всевозможные цифровые платформы, электронные тесты, интерактивные рабочие листы, но все равно такое обучение никогда не будет полноценным.
Даже когда дети обучаются в классе, где учитель может, глядя ребенку в глаза, несколько раз повторить и объяснить материал, полного усвоения не происходит. Что уж тут говорить об объяснении на расстоянии? И, хотя в школы настоятельно внедряют другую модель обучения, при которой ребенок сам должен "добывать" знания, мы прекрасно понимаем, что без объяснения учителя большинство детей самостоятельно учиться не могут.
Во время занятий в классе учитель имеет возможность проконтролировать каждого ученика, понять, работает он или витает в облаках, увидеть, что ему понятно, а что нет. Через экран это сделать нельзя, особенно если у ученика не подключена веб-камера. То же самое с выполнением заданий. Ни одна платформа, даже снабженная системой "Анти ГДЗ", не гарантирует того, что ребенок не спишет правильный ответ. Так было у нас с одной из платформ. Ученики заходили на нее под чужим именем, выполняли задания, видели, где допускают ошибки и какие должны быть верные ответы, а потом, уже зайдя под своей фамилией, выполняли все на "5". До конца объективной электронная система быть не может, искусственный интеллект не учитывает человеческого фактора и психологии учеников.
Кроме того, массовый дистант невозможен еще и по причине отсутствия во многих семьях необходимых условий и технического оборудования. Большинство ребят заходили на уроки со смартфонов, без камер и наушников. На заднем фоне раздавались и крики младших детей, и лай собак, и голоса родителей, и разговоры по телефону, и звуки льющейся воды, и звон посуды. Да мало ли что еще! Разве можно что-то усвоить в таких условиях? Все-таки в школе, в классном кабинете, никаких подобных отвлекающих факторов нет.
Не надо забывать и том, что дистанционное обучение лишает детей общения, которое важно и для развития их коммуникативных навыков, и для социализации.
Значит ли это, что я против дистанционного обучения? Вовсе нет. Во многих ситуациях оно может пригодиться. Во-первых, для индивидуальных занятий. Объяснить одному ученику новый материал по видеосвязи, подготовить его к экзаменам, олимпиадам, провести консультации по исследовательской работе в формате дистанта вполне возможно. Это доказывает опыт онлайн-школ и репетиторства. Более того, есть категория детей, которым, в силу различных причин, более комфортно учиться через Интернет.
Во-вторых, дистанционное обучение с успехом можно использовать для детей, находящихся на домашнем обучении по медицинским показаниям (не путать с семейным обучением!) Как сейчас проходят занятия с такими учениками? Или учителя вынуждены ходить (ездить) к ним домой, либо родителям приходится привозить детей в школу в назначенное время, что очень неудобно. Дистант поможет проводить уроки на расстоянии, освобождая и тех, и других от необходимости тратить время на дорогу.
В-третьих, в дистанционном формате можно организовывать факультативные занятия, элективные курсы (правда, тоже не все). Обычно допобразование проходит после уроков, когда измучены и учителя, и ученики. А вот на удаленке занятия можно проводить в любое время, причем в более комфортных условиях.
И, конечно, дистант поможет решить проблему пропусков. Дети часто болеют и получают освобождение от посещения школы на две-три недели, а то и дольше. Я, конечно, не поддерживаю предложение А.Музаева о подключении таких детей непосредственно к уроку из дома. Это технически невозможно. Но пользоваться электронными ресурсами, которые обещают разместить на общей школьной платформе, а также получать от учителя разовые видеоконсультации они могут. Это поможет ликвидировать пробелы в знаниях.
А вот различные ресурсы, где размещены готовые интерактивные упражнения с автоматической проверкой, - это подспорье для учителей. Можно давать ученикам домашние задания, проверочные и самостоятельные работы и не тратить массу времени на проверку тетрадей.
Такова моя позиция по отношению к дистанционному обучению. На мой взгляд, нельзя расценивать полученный нами опыт удаленки только как негативный. В нем есть много плюсов, которые следует использовать с умом.
Другие статьи о школе, образовании и воспитании читайте на канале "REALITY ШКОЛА".
© 2020, Затеева Валентина Павловна 120