СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Здравствуйте, дорогие учителя, родители, бабушки и дедушки, другие наставники! Удивляюсь, почему школа до сих пор скрыто или явно ожидает в 1- й класс учеников читающих. Появилось это явление в период перестройки. Первыми это стали позволять себе гимназии, за ними подтянулись другие школы. Родители десятилетиями протестуют, пишут в сми, многие смиряются, выполняют условия школ. Недавний пример. В газете "АИФ" №39,2015 в рубрике: "Я не понимаю." заметка ".читать учит школа или родители?". Автор пишет: " Прочему раньше мы шли в школу учиться читать и писать, а сейчас требуют, чтобы ребенок при поступлении в 1- й класс уже все умел?". А недавно я увидела на остановке объявление следующего содержания: "Репетитор. Готовлю к школе с 3х до 11 лет". Я посмеялась, - почему с 3-х, а не с года. Муж говорит: "Почему не до ста лет?" Причем, спроси у коллектива любой школы, скажут, что уж них – то этого нет, всех выучивают читать и писать сами, правда, в подготовительных классах. Раньше этого не было. Подготовка к школе стала вообще « притчей во языцех», да, и статьей дохода и тех, кто хоть какое-то об этом имеет представление и тех, кто думает, что имеет, и тех, кто совершенно не имеет никакого понятия об этом. Известное дело, спрос рождает предложение. Думаю, данную ситуацию можно изменить.
Букваристика - очень важная область методики русского языка (до осознания собственной научной позиции она почему-то так и не доросла). Может потому, что методы обучения грамоте открываются далеко не каждый век. К началу революции 17-го года сложилась очень похожая на сегодняшний день ситуация. Появилось очень много букварной литературы, в части «Букварей» и «Азбук» были заложены какие-то методы обучения, часть вообще кроме ничего кроме картинок и букв ничего не содержала. Например, «Азбука» Н.Бенуа прекрасно иллюстрирована, но читать не учит. От буквослагательного метода старались уйти всеми силами, аналитико- синтетический звуко-буквенный еще не победил, а еще был представлен так называемый слуховой метод, автором которого был Л.Н.Толстой. После революции появился и массово применялся так называемый «американский метод обучения чтению», в основе которого целое слово в качестве стартовой единицы обучения. Правда, от него окончательно отказались в 30-х годах 20-го столетия. По причине массовой безграмотности детей. Что сегодня? В основном разные варианты аналитико – синтетического звуко – буквенного метода, точнее было бы сказать букво – звукового, т. к. звук следует за буквой, а не наоборот. Да, и аналитико – синтетическая деятельность представлена только на уровне устной речи. Письменная символика дается как данность.
Мною в течение более дух десятков лет разрабатывался смысловой метод обучения детей первоначальному чтению и письму, он многократно апробировался в практике, научно обосновывался, был создан учебно – методический комплект «Размышляй – букварь» в четырех частях. А именно, «Размышляй – букварь» №1,№2, «Слоговичок», «Методические рекомендации для наставников». Опубликована только одна часть «Слоговичок» 62с. И то на деньги автора, кто печатался, тот знает,как это издавать. Смысловой метод, как я его назвала, (так как стартовой единицей обучения является смысл, само содержание информации) замечательный, кроме скорости в освоении буквенной символики, даже я бы сказала мгновенности, он способствует главному – обучению понимания ребенком содержания информации, выраженной письменной речью с самого начала обучения. Метод помогает ребенку формировать широту мышления, способствует самопознанию, обретению внутренней и внешней свободы. Он помогает в будущем вырабатывать собственную жизненную стратегию. Метод дает возможность с самого начала обучения испытывать творческое озарение, осознание значения обретаемых знаний в личностном развитии.
А теперь о главном. Приглашаю учителей начальных классов из разных школ России для дальнейшей апробации метода и букваря. Оговорюсь, никогда ничего не делала, если не понимала, зачем, для чего, с какой целью. Иными словами, сама люблю быть понимателем, а не репродуктивно воспроизводить полученные знания. Это я к тому, что нужно будет воспринимать теоретические знания по философии, психологии, герменевтике, истории методики обучения грамоте. Пишу сложно, говорю доступно, сама могу проводить открытые уроки. Меня не только что осенило, это выстрадано, выношено, многократно доказано, в общем «ребенку» пора рождаться.
Если найдутся союзники по духу – буду очень рада. Квач В.В., к.п.н., учитель нач. классов
© 2015, Квач Вера Васильевна 324