СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Доклад учителя 2 а класса
Коцюруба Н.В.
на тему: Развивающая система Занкова как составная часть ФГОС а
«Новая школа», построенная на новых ФГОС будет учить детей применять полученные знания и в практических ситуациях — ставить цели, искать информацию, делать предположения и строить теории. Если раньше основной целью обучения была передача знаний-умений-навыков по предмету, то задачи «новой школы» состоят в том, чтобы не только передать знания, но и пробудить интерес учеников к теме, стимулировать поиск дополнительной информации.
Современная эпоха – эпоха активных разработок высоких и тонких технологий, в том числе и в области образования, которые создаются благодаря интеграции передовых достижений многих дисциплин. Характерной чертой таких технологий является их «личностная центрированность», т.е. направленность на человека как личность. Эти два ведущих понятия для современных технологий: их интегрированный характер и личностная центрированность - были базовыми для Л.В. Занкова и его сотрудников уже в середине 20 века, когда они создавали новую дидактическую систему, направленную на общее развитие каждого школьника. Для этой дидактики А.Г. Асмолов нашел очень точное определение - «психодидактика» - и назвал Занкова лидером этого направления.
Направляющая роль в системе развивающего обучения принадлежит дидактическим принципам:
В занковской системе меняется сам урок.Дидактическим стержнем урокаявляется деятельность учащихся.
Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании чётко определены в Федеральном образовательном стандарте начального общего образования (2009 г.), в котором подчёркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования». [2, c.3]…
Таким образом, общая целевая установка Стандарта совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В. Занкова, сформулированной более полувека назад как « достижение оптимального общего развития каждого ребёнка». Такое совпадение целей объясняется тем, что и новый Стандарт, и система развивающего обучения Л.В. Занкова имеют общее психолого-педагогическое основание, каким является, прежде всего, теория Л.С. Выготского, включающая идею о том, что обучение ведёт за собой развитие и должно осуществляться не на уровне актуального развития, а в зоне ближайшего развития учащегося. [1, c. 1]…
Система Л.В. Занкова сегодня:
Научно-обоснованная и разработанная развивающая образовательная система.
Пять поколений учебно-методических комплектов.
Предметные методики по всем образовательным областям.
Широкий спектр форм организации обучения.
Особый гуманный характер взаимоотношений между участниками педагогического процесса.
Дифференцированная система изучения успешности обучения и развития школьников.
Практический опыт как реализации системы в практике образования, так и в системе повышения квалификации учителей.
Система Л.В.Занкова даёт ученику:
развитие ума, воли, чувств, нравственных представлений, формирование потребности учиться;
радость от свободного умственного труда, творчества и общения;
самостоятельность, уверенность, ответственность;
стремление к сотрудничеству.
Цель обучения:
оптимальное общее развитие каждого ребёнка.
Задачи обучения:
представить учащимся целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.
Учителю:
расширение возможностей для творчества.
Родителям:
уверенность в успешном будущем своего ребёнка. [3, c.2]…
Многолетний опыт показал, что открытые Л.В. Занковым и его сотрудниками в ходе широкого эксперимента дидактические принципы(обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; работа над развитием каждого ребёнка, в том числе и слабого) и типические свойства методической системы( многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность), присущие всем учебным предметам, на уровне реального процесса обучения создают условия для целостного развития ребёнка [1, c.3]…
Представленная целостная педагогическая система обеспечивает достижение планируемых результатов посредством особого отбора и структурирования содержания учебных предметов, что создаёт условия для реализации системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения.
Таким образом, психолого-педагогическая система Л.В. Занкова может служить технологической составляющей образования, определяющей пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) развития обучающихся: духовно-нравственного, личностного роста, формирования метапредметных и предметных действий.
Остановимся более подробно на особенностях отбора и структурирования содержания учебных курсов.
Одним из главных факторов, влияющих на развитие современного образования, философы называют процесс глобализации. Сегодняшняя реальность требует от человека умения целостно воспринимать мир, осмысливать себя и свою деятельность в контексте различных связей. Такое видение можно развить, опираясь, в частности, на интегрированные учебные курсы, в которых реализуются связи разного уровня: метапредметного, межпредметного и внутрипредметного.
Интеграция учебных курсов позволяет достичь основной задачи обучения в системе Л.В.Занкова – представить обучающимся целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Кроме того, интегрированные курсы в наибольшей степени соответствуют и особенностям современного информационного потока, не членящегося на отдельные области знания, и возрастным особенностям младших школьников, которым свойствен синкретизм (слитность, нерасчленённость) мышления.
Например, курс «Окружающий мир» (авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков) построен таким образом, что перед школьниками постепенно раскрываются многочисленные связи между знаниями о Земле, её природе, общественно-культурной жизни человека в их историческом развитии…
Предмет «Литературное чтение» органично сочетает работу по восприятию произведений литературы, музыки и изобразительного искусства. Курс русского языка разработан на коммуникативно-когнитивной основе, что позволяет осваивать в единстве логическую систему языка, речь, а также знакомиться с историей языка при сравнении образов, созданных словесными и изобразительными средствами. В курсе математики сочетаются содержание арифметики, геометрии, начал алгебры, истории и математики. Музыкальная деятельность учеников организуется как единство исполнения, слушания и импровизации и т.д.[1, c. 4]…
Система Л.В. Занкова привлекает меня тем, что: она полностью совпадает с одной из приоритетных задач современной школы: "создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной жизненной позиции, субъектности в учебном процессе"; обеспечивает широту знаний и прочность навыков обучающихся; позволяет слить обучение и воспитание в единый процесс; делает работу учителя творческой; даёт возможность всем детям без исключения проявить и раскрыть свои способности, творческий потенциал, подразумевающий высокую социализацию в будущем; и, наконец, система общего развития Л.В. Занкова выходит на главный результат образования, сформулированный в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения.
Список литературы
1.Нечаева Н.В. Реализация нового образовательного стандарта средствами системы развивающего обучения Л.В. Занкова. Информационный бюллетень. 2/2011г.
2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М: Просвещение, 2010г.
3. Хабибуллина Ф.Г. Личностно ориентированное образование на основе ФГОС нового поколения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.- Фестиваль педагогических идей « Открытый урок».
© 2017, Чепурная Наталья Валерьевна 473