СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Я благодарна всем своим учителям, коллегам и ученикам
В школу я пошла в 1983 году. Первая линейка была в спортивном зале. Сначала мы стояли вдоль стен с родителями, было шумно, ничего не слышно. Потом мама поставила меня рядом с каким-то ребенком и нас повели в кабинет. Наш кабинет был на третьем этаже. Всех детей рассадили по партам и Минна Анисимовна начала урок.
На следующий день после уроков мы фотографировались на крыльце школы. Все были в школьной форме: мальчики в синих костюмах с эмблемой на рукаве, девочки в коричневых платьях с черными фартуками. Ленточки в косичках тоже должны были быть черными или коричневыми.
Помню наш первый урок физкультуры. Мы строились в шеренгу. Я была высокая и стояла в начале. Нашим учителем был Владимир Владимирович Еманов. Он был невероятно высоким для нас, первоклассников, таким высоким, что мы задирали головы, когда смотрели на него. Он произвел тогда такое впечатление, что я, например, до сих пор помню, в какую форму он был одет. Ярко- желтая футболка и синие спортивные брюки.
Когда мы стали постарше, то ходили на уроках физкультуры на Зеленый луг. Это было во втором и третьем классах. Лыжи мы приносили из дома, а после уроков уносили обратно домой.
В пионеры принимали не всех сразу, а по очереди. Сначала отличников, потом по заслугам. Меня принимали в пионеры в Краеведческом музее, примерно в марте, во второй группе. Всю неделю перед событием учили «Клятву пионера». Потом к концу года в пионеры приняли всех, даже хулиганов. В начальной школе мы учились три года.
В четвертом классе мы перешли в среднее звено. В школе была пионерская дружина. Дружина носила имя Олега Кошевого, героя молодогвардейца. А отряды боролись за право носить имя одного из других молодогвардейцев. Старшей пионервожатой была Нина Афанасьевна Барашкова. Молодая, стремительная, с пионерским галстуком, вечно съезжавшим на бок. Работа дружины была очень хорошо организована. Еженедельно собирался Совет дружины. Учились мы, кстати, с 14.00, а по субботам с 13.00. По субботам первым уроком во всей второй смене проходил классный час.
У каждого отряда были свои вожатые. Нам повезло, нашими вожатыми были назначены Пенягин Валера (потом он стал председателем Совета Дружины), и Павлов Алексей. Приходили они всегда вдвоем, готовили с нами классные часы, помогали выполнять поручения Совета Дружины. В пятом классе я стала председателем Совета отряда. Эляна Альбертовна организовала классный час, на котором мы должны были впервые выбирать председателя. До этого учителя сами назначали. Когда предложили называть кандидатуры, все начали выкрикивать имена одноклассников. Может быть даже по принципу «лишь бы не меня». А я, наивная, встала и сказала: «Я хочу быть председателем Совета отряда». Не помню, как я объяснила, почему я хочу, но меня выбрали.
Наш отряд все время боролся за право носить имя Любови Шевцовой. Мы изучали ее биографию, рисовали газеты. Когда я училась в шестом классе, руководством школы была организована поездка в город Краснодон для всех активистов дружины. Сопровождали нас поездке Нина Афанасьевна и Марина Ивановна Якимова. Ездили в Краснодон мы на весенних каникулах. Посетили Краснодон, Ворошиловград и город Ровеньки. Впечатлений было очень много. Из мероприятий запомнились Ярмарки Солидарности. Все приносили из дома вкусняшки и поделки. Приходили родители. В коридорах было не протолкнуться. Все ходили туда- сюда, смотрели, покупали, тут же съедали, то, что купили. Атмосфера была веселая, соревновательная, всем хотелось заработать. Все деньги обычно перечислялись в Фонд Мира. Ни у кого даже и тени мысли не возникало, положить заработанное в свой карман.
Помню еще как шила русский костюм на Фестиваль Республик, как собирали металлолом. Помню, как ходили в теплицы Якутзеленстроя. Как называлось это «мероприятие» - не помню (может практика, а может общественно-полезный труд), но ходили мы каждую неделю, в определенное время. Теплицы были недалеко от школы, на улице Красноярова. Там нас встречала Сирик Прасковья Дмитриевна. Она показывала, как пикировать и пересаживать растения, как прореживать рассаду, как правильно поливать. Было интересно и весело. Помню, как ходили весной убирать улицы (до уроков (!) - мы приходили к 10.00 в школу, шли на уборку, а потом возвращались домой, переодевались и шли на уроки, приходили, правда, не все).
Учителем трудового обучения в нашем классе была Стрекач Инесса Михайловна. У нее на уроках мы учились конструировать и шить одежду. В пятом классе мы сконструировали и сшили фартуки и юбки. Свою юбку я носила долго и с удовольствием. Она была в клеточку и со складками по низу. В шестом классе мы шили халаты. А еще Инесса Михайловна организовала на базе школы швейный кооператив. Тогда это было модно, это было в духе времени. Я помню, что мы работали и получали за работу деньги. Выполняли несложные операции: подшивали простыни, портьеры, шили наволочки, шторки, трусы мужские из сатина (тоже было!). Как-то раз был заказ на пошив чехлов на теплоход «Михаил Светлов». Каждый раз сразу после занятия (эти занятия тоже были во внеурочное время) мы приносили все, что сделали, Инесса Михайловна подсчитывала, записывала в тетрадь и выдавала деньги. Это были мои первые заработанные своим трудом деньги. Обычно я расставалась с ними в книжном магазине рядом со школой. Я была способной ученицей, за одно занятие (2- 2,5 часа) однажды заработала на пошиве комплектов штор для кухни 6 рублей. Это было много, очень много. Иногда нам делали заказы учителя. И потом они приходили на работу в юбках, которые мы им сшили (выкраивала, конечно, все Инесса Михайловна).
Седьмого класса у моей параллели не было. Из шестого мы перешли сразу в восьмой.
Часть здания школы обрушилось весной, мы закончили 8 класс. Потом начались наши мытарства: первую четверть учились на птицефабрике, потом со второй четверти в здании автоколонны 1366 (сейчас в этом здании находится СОШ № 34), заканчивали учебу мы в здании Института геологии. Все параллели школы после обрушения учились в разных местах. На некоторые уроки мы ходили в старое здание школы. Там проходили уроки трудового обучения и уроки физики. Учителем физики была Людмила Ивановна, человек влюбленный в свой предмет. Ей нравилось заниматься с нашими мальчишками, они к ней тянулись. (Людмила Ивановна умерла весной 1994, ее провожали всей школой.)
Я долго не могла определиться с выбором профессии. Я хотела учится в ЯГУ и получить высшее образование, но кем быть – учителем или врачом решить не могла. Успешно сдав на «отлично» экзамены по биологии (учителем была Костецкая О.И.) и химии (учитель Каплина Т.В.) я так и не подала документы на медицинский факультет, сделав выбор в пользу немецкого языка. Полянская Наталия Яковлевна была нашим учителем немецкого языка и она очень много времени проводила с нами: готовила с нами устные выступления, давала очень много слушать аудиозаписей, приносила нам редкие тогда книжки на немецком языке, водила в музеи на уроки, где мы выступали в роли экскурсоводов. Именно ее уверенность в моем успехе передалась мне, и я за один месяц подготовилась к вступительным экзаменам, и легко поступила на факультет иностранных языков ЯГУ.
Пять лет учебы пролетели быстро. О делах в школе я узнавала от братьев и сестер, а их у меня пять, и все они закончили школу № 3: Мельник Надежда (годы учебы 1984-1994), главный бухгалтер, живет в Ярославле, Мельник Александр (годы учебы 1986-1995)- участник I Международных игр «Дети Азии», дважды чемпион, дважды призер (4 награды), ветеран боевых действий в Чечне, имеет государственные награды (медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медаль «За отличие в охране общественного порядка»), живет в Новосибирске, Мельник Сергей (годы учебы 1991-1999), инженер-электротехник, живет в Ярославле, Мельник Татьяна (годы учебы 1994-2004) - участница III, Международных игр «Дети Азии», тренер-преподаватель, живет в городе Пушкино.
На работу меня принимала Елизавета Вениаминовна в школе пахнущей краской и гулкой как все новые еще не обжитые помещения. Когда я поднялась к Наталии Яковлевне поделиться своей радостью, то отметила, что в кабинете не хватало парт на всех учеников. Но это были временные трудности и они никого не смущали- все радовались новому зданию и тому, что коллектив работает вместе под одной крышей.
Время, когда я начинала работу в коллективе вспоминаю как самое радостное и светлое. С одной стороны меня окружали непререкаемые авторитеты моих бывших учителей, с другой стороны были молодые, зеленые, оптимистичные вчерашние выпускники ВУЗов.
Наше методическое объединение состояло на тот момент из восьми человек: Постникова Евдокия Ивановна, Варламова Октябрина Петровна, Мазярова Валентина Васильевна, Полянская Наталия Яковлевна, Андросова (Королева) Сардана Никодимовна, Петрова Оксана Анатольевна, я, и чуть позже присоединилась к нам Жарникова (Ильева)Вера Николаевна.
В школе не было столовой, зато у нас каждый день были мини-заседания МО, где за чашкой чая, поделившись бутербродами, мы обсуждали уроки, мероприятия и статьи из методических журналов. Нам задерживали зарплату – а мы готовили выступления, пели и танцевали на творческих педсоветах. Мы ходили на лыжах в походы в лес, ездили на турслеты, вместе отмечали дни рождения и все праздники.
Наше Методическое объединение было самое креативное в школе, самое богатое на выдумки.
Я благодарна всем своим учителям, коллегам и ученикам, с которыми я работала все это время, то, что благодаря им я состоялась в профессии как учитель и в жизни как человек, за то, что каждый из них внес лепту в формирование моего характера, моего образа мыслей и способов действий, за то, что они разделили мои успехи и поддерживали меня в трудные минуты.
© 2018, Мельник Лена Станиславовна 1203