СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Психолог и философ С.Л. Рубинштейн считал, что внимание – это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.
Педагог, писатель, основоположник
Известный
Интенсивность внимания — это качество, определяющее эффективность восприятия, мышления, памяти и ясность сознания в целом. Интенсивность внимания характеризуется относительно большей затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, четкостью и быстротой.
Интенсивность внимания выражается в большой сосредоточенности на данном виде работы и позволяет добиться лучшего качества совершаемых действии. Наоборот, снижение интенсивности внимания сопровождается ухудшением качества и уменьшением количества работы.
Устойчивость - это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. И.П. Павлов говорил о своей работе: «Это прежде всего упрямая сосредоточенность мысли, умение неотступно думать об избранном предмете, с ним ложиться и с ним вставать».
Устойчивость внимания определяется различными причинами:
во-первых, индивидуальными физиологическими особенностями организма. Особенно влияют свойства нервной системы и общее состояние организма в данный момент времени;
во-вторых, психическим состоянием (возбужденностью, заторможенностью и т. д.);
в-третьих, мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности);
в-четвертых, внешними обстоятельствами при осуществлении деятельности.
Устойчивость внимания объясняется наличием выработанных в процессе практики динамических стереотипов нервных процессов, благодаря которым данная деятельность может совершаться легко и непринужденно.
Помехоустойчивость внимания – энергетическая характеристика внимания, отражающая его неподверженность, сопротивляемость посторонним по отношению к избранной психической деятельности воздействиям.
Переключение - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности. Существенной стороной внимания является его переключение, т.е. способность быстро переходить от одной деятельности к другой. Сознательное переключение внимания не надо путать с отвлекаемостью внимания.
Объем - это количество объектов, которые охватываются вниманием одномоментно, одновременно. Увеличение объема внимания может быть достигнуто в процессе его воспитания путем осмысления данной деятельности и накопления относящихся к ней знаний
Распределение - это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание.
Концентрация - это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним. Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный центр (фокус) всей психологической активности человека.
© 2018, Мартыненко Оксана Амбарцумовна 966