СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"О внимании..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолог и философ С.Л. Рубинштейн считал, что внимание – это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.

Педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский так говорил о роли внимания: «…внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира»

Известный российский психолог, доктор наук, профессор, академик и член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук и Международной академии психологических наук, специалист по проблемам социальной психологии и психологии личности Р.С. Немов считает, что внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Психолог, заслуженный деятель науки РСФСР, доктор педагогических наук, профессор П.Я. Гальперин полагал, что все конкретные акты внимания – и произвольного и непроизвольного – являются результатом формирования новых умственных действий.

Интенсивность внимания — это качество, определяющее эффективность восприятия, мышления, памяти и ясность сознания в целом. Интенсивность внимания характеризуется относительно большей затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, четкостью и быстротой.

Интенсивность внимания выражается в большой сосредоточенности на данном виде работы и позволяет добиться лучшего качества совершаемых действии. Наоборот, снижение интенсивности внимания сопровождается ухудшением качества и уменьшением количества работы.

Устойчивость - это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. И.П. Павлов говорил о своей работе: «Это прежде всего упрямая сосредоточенность мысли, умение неотступно думать об избранном предмете, с ним ложиться и с ним вставать».

Устойчивость внимания определяется различными причинами:

во-первых, индивидуальными физиологическими особенностями организма. Особенно влияют свойства нервной системы и общее состояние организма в данный момент времени;

во-вторых, психическим состоянием (возбужденностью, заторможенностью и т. д.);

в-третьих, мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности);

в-четвертых, внешними обстоятельствами при осуществлении деятельности.

Устойчивость внимания объясняется наличием выработанных в процессе практики динамических стереотипов нервных процессов, благодаря которым данная деятельность может совершаться легко и непринужденно.

Помехоустойчивость внимания – энергетическая характеристика внимания, отражающая его неподверженность, сопротивляемость посторонним по отношению к избранной психической деятельности воздействиям.

Переключение - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности. Существенной стороной внимания является его переключение, т.е. способность быстро переходить от одной деятельности к другой. Сознательное переключение внимания не надо путать с отвлекаемостью внимания.

Объем - это количество объектов, которые охватываются вниманием одномоментно, одновременно. Увеличение объема внимания может быть достигнуто в процессе его воспитания путем осмысления данной деятельности и накопления относящихся к ней знаний

Распределение - это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание.

Концентрация - это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним. Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный центр (фокус) всей психологической активности человека.

Категория: Психологу
11.05.2018 17:14


Рекомендуем курсы ПК и ПП