СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В. Гюго Отверженные. Собор Парижской Богоматери.
Остальное по вдохновению. В 14 лет «Отверженных» любила страстно. А позже их вот так всерьез уже не прочитаешь. «Собор» понравился меньше, но это дело личное, а знать-то надо в первую очередь именно его.
Ч. Диккенс Оливер Твист. Дэвид Копперфилд. Холодный дом. Мартин Чезлвит. Наш общий друг. Домби и сын (и так далее. Все названия неточные, потому что они у него всегда накрученные).
Вообще читаю Диккенса класса со второго. Больше всего любила «Дэвида Копперфилда» – классе в четвертом. Позже – «Холодный дом», но тут тоже у каждого свои пристрастия. Обычно как войдешь во вкус Диккенса, так уже не оторвешься. «Мартин Чезлвит» – книга тяжелая, злая (насколько Диккенс умеет быть злым), антиамериканская, между прочим. «Домби и сын» понравился мне, пожалуй, меньше других. Но существует радиоспектакль с Марией Бабановой в роли Флоренс, с дивной песней про море. Сейчас радиокниги в моде – так, может, есть возможность разыскать эту давнюю постановку? Очень достойный вариант. И есть английские фильмы: «Большие надежды» и старый мюзикл «Оливер!» – совершенно дивный. Нового фильма не видала, а американский Дэвид – ну, кому-то, может, и понравится, он ничего, только уж очень куцый. Мы еще читали Тэккерея «Ярмарку тщеславия» – но это уж для англоманов.
Д. Остин Гордость и предубеждение.
Моя бы воля, я б всю Остин заставила перечитать – для прибавления ума. Но, к сожалению, дети не понимают этот тонкий и насмешливый анализ. Они ждут от нее страстей в духе Ш. Бронте, а тут холодноватая ирония. Но с этим можно подождать.
Г. Сенкевич Потоп. Огнем и мечом. Крестоносцы.
Самое чтение в таком возрасте. Романтично, боевито, обаятельно, переживательно… Не то чтоб очень глубоко, но кругозора прибавляет.
Д. Голсуорси Сага о Форсайтах.
Может, во мне говорит выпускник английской школы, прочитавший ее в обязательном порядке, но почему-то именно эта «средняя» книга дала что-то вроде системы координат, чтобы ориентироваться на стыке 19 – 20 веков и дальше – до Второй мировой войны. Чувство времени как смены стилей – вот что он может дать, по-моему. Популярно, поверхностно, но для начала – очень надежные привязки. В последнее время сталкиваюсь с тем, что дети не различают 19 и 20 века, не чувствуют разницу между довоенной и послевоенной культурой. Это серьезная проблема, и надо тут, мне кажется, соломки подстелить. У нас-то в это время шла совсем другая история, и стиль у нее другой.
Т. Манн Будденброки.
В школе я это не читала, но если бы попалось – наверняка бы очень понравилось. Книга, которая прикидывается степенной и основательной, а на самом деле держится на таком юном и отчаянном нерве. Мрачна, правда, ближе к концу, как злой затравленный подросток. У Манна есть еще довольно легкая вещь «Королевское высочество». Остальное у него уже не для детей.
Р. Пилчер Искатели раковин. Возвращение домой. Сентябрь. Канун Рождества.
Бытописательные обаятельные книги (женская проза). Англия во время Второй войны – мы слишком мало об этом знали, между прочим. И вполне современная (то есть 1980-х годов) Англия. И об этом мы тоже мало знаем. В последней книге этакая приходская утопия, правда, кое-что там будет для нас странно. Читается достаточно легко, девочкам, наверно, понравится больше. Издавалась у нас совсем недавно в серии «У камина» (такие клетчатые томики, их чаще всего выставляют в сентиментальных разделах, иногда – в современной прозе: книги-то вполне серьезные).
Теперь менее увесистые тексты
Ален Фурнье Большой Мольн.
Такая юная, грустная, щемящее-романтическая сказочка.
Харпер Ли Убить пересмешника.
Все ее любят, я – нет, но это не аргумент. Дети могут и полюбить.
С. Лагерлёф Сага о Йосте Берлинге.
Она по-своему не хуже Нильса с дикими гусями. И жутковата, и красива, и очень любопытна. Мы такой Скандинавии себе не представляли.
Р. Роллан Кола Брюньон.
В противовес всякому модерну-декадансу. И, кстати, для привычки к взрослой откровенности: тут она стилизована под простонародную грубоватую прямоту.
Л. Франк Ученики Иисуса.
Германия после войны. Восстановление справедливости, мальчишки – Робин Гуды и всякие серьезные проблемы. Книжка более чем средняя (да еще и переведена не ахти), но я все о своем: кругозору нам, кругозору… А читается легко, сюжет лихой.
У. Голдинг Повелитель мух.
Обязательно надо подсунуть – хотя бы в качестве прививки от озверения.
Д. Сэлинджер Над пропастью во ржи. Рассказы.
Последний в списке, потому что у многих вызывает шок. Если дитя совсем еще малое, так лучше придержать, мне кажется, годик-другой. Но читать обязательно, конечно.
© 2018, Жукова Надежда Генриховна 308