СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Я не люблю открытого цинизма,
В восторженность не верю, и ещё,
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо».
В. Высоцкий
Фильм Ильи Авербаха не самый популярный среди современной аудитории, к сожалению. С одной стороны фильм старый, ему 47 лет. Тем не менее, это кино по праву можно назвать фильмом из категории вечной классики. Потому что те характеры, которые предлагает нам режиссер существовали всегда и будут существовать.
А фильм простой и сложный одновременно. И вроде сюжет немудреный, а задуматься заставляет. Тогда таких фильмов много было, сейчас таких нет.
В картине рассказывается история девочки-подростка Зины, которая с легкостью играет жизнями людей и почти ломает судьбу своей учительнице Вере Ивановне.
Ядром сюжета «Чужих писем» являются взаимоотношения молодой учительницы-идеалистки Веры Ивановны (Ирина Купченко) и ее ученицы Зины Бегунковой (Светлана Смирнова), эдаким юным чудовищем. Девочка из неблагополучной семьи и средними умственными способностями, зато с железной хваткой и бешеным темпераментом, прет как танк там, где стоило бы обождать и вопит во весь голос, когда не спрашивают и уместнее промолчать, однако учительница ошибочно принимает бесцеремонность за непосредственность, а вероломство за принципиальность.
Девочку Зину сыграла замечательная актриса Светлана Смирнова, а её учительницу Веру Ивановну великолепная Ирина Купченко.
Девятиклассница Зина выросла в неблагополучной семье. Её учительница, Вера Ивановна, пожалев девочку, берёт её к себе в дом, дарит ей тепло своей души. Зина привязывается к учительнице, но считает, что теперь может решать её судьбу и вмешиваться в её жизнь.
Это травмированный подросток, манипулятор, тиран. в жизни которого происходит хаос. Он искусственно создает свой мир, где он будет всё держать под контролем, потому что взрослые не могут обеспечить контроль.
То как Зина ведет себя по отношению к учителям, к брату, к одноклассникам говорит о том, что ей все равно кто перед ней. Мы сейчас вокруг нас в современном мире видим то животное приспособленчество, которое мы наблюдаем в Зиночке. Эти характеры размножились как грибы после дождя.
Вот после очередного «принципиального» поступка Зина оказывается на улице (устроив скандал на свадьбе единственного брата и сбежав из дома), а добрая душа Вера Ивановна подбирает ее и позволяет сначала переночевать, затем «пожить немного», а потом вопрос о возвращении домой и не поднимается.
Вера Ивановна -тонкая, уравновешенная, добрейшей души человек - учительница. Ситуация вполне правдоподобная в те времена, тогда не требовалась куча документов, чтобы человек жил у тебя. взяла и взяла. Учителю тогда многое было можно.ему верили и уважали.
Я почитала комментарии, отзывы и обратила внимание, что образ Ирины Купченко современным зрителями не воспринимается как образ учителя который может быть в нашей жизни.
То, что для современного учителя кажется невозможным, такое отношение к ученикам, отношение гос-ва к образовательному процессу, в котором всегда присутствовала на первом плане воспитательная составляющая.
Потому что нельзя заставить человека учиться, но ты можешь своим этичным подходом мягкого любящего человека возбудить желание учиться, вдохновить на доброе и вечное.
Зина влюбляется в героя Олега Янковского Евгения Пряхина ( как она вытанцовывает на провинциальной дискотеке вокруг скептически посмеивающегося красавца Янковского, сыгравшего друга ее старшего брата. К слову, посмеиваться-то Янковский посмеивался, но прежде чем грубо отшить воспламенившуюся школьницу, сам некоторое время пребывает в растерянности (собственно, его грубость тем и объясняю – наорав на девушку, он как бы винит в недостойном поведении только ее, хотя в определенный момент сам не слишком торопится разжимать объятия, в которых она оказывается)
Зине до смерти хочется влезть в чужую жизнь, покопаться в чужих тайнах, что бы примерить на себя роль обожаемой Веры Ивановны, у которой все по-взрослому, роман с привлекательным мужчиной и любовные письма от него. С этих-то писем и начинается конфликт двух женщин, взрослой и совсем юной: Зина не только тайком от хозяйки читает любовные послания от красавца-брюнета, в отношениях с которым Вера Ивановна никак не определится, но пытается выдавать их за свои собственные, полученные якобы от взрослого мужчины, друга ее брата.
Переписав слово в слово и заменив только имя получателя, Зина несет письма в школу, но кроме подруги их прочтет весь класс и педагоги, в том числе и Вера Ивановна, впервые испытавшая шок от столкновения с жесткой реальностью – ее ученики не ангелы-непоседы, а беспринципные и хамоватые варвары. Им даже не удается понять друг друга: учительницу возмущает факт коллективного чтения чужого письма, а класс – вранье одноклассницы (все как один не верят, что Зине могли написать любовное письмо), что касается самой Зины, то ее искренне возмущает отчего ей не поверили! Таким образом моральная сторона вопроса для большинства осталась за бортом, а Вере Ивановне с ужасом останется шептать «Я больше не люблю их…».
Кино о непримиримых противоречиях в отношениях человека интеллигентного и человека, не сильно обремененного морально-этическими принципами. Как человеку доказать, что белое — это белое, если он говорит, что оно черное? Какие аргументы привести? Как объяснить, что нельзя читать чужие письма?
Девочка делает ложные выводы из доброго отношения к себе. Безотказность учительницы она воспринимает как сигнал к тому, что с ней «можно все» и быстро садится ей на шею, позволяя совершенно непозволительные вещи…
Фильм силён ещё и тем, что никому не обьясняет и не доказывает, почему нельзя читать чужие письма. Это просто заповедь, которая немного больше, чем алгебра. Смирнова-Зинаида тут - как Иов на навозной куче, которая не может понять, что не так и что вокруг происходит.
«Почему нельзя читать чужие письма? Нельзя и всё»
Сейчас у нас одни Зины - наглые как танк, зубами прогрызаюшие своё типа счастье, не обращая никакого внимания на каких- то там мягкотелых интеллигентных Вер Ивановных.
Вера Ивановна – добрейшей души человек.
Вся сущность Веры Ивановны, её характер, её отношение к человеку, к ученикам - это всепрощение, её невозможность заняться личной жизни, потому что она растворяется в жизни других людей. И нечеловеческие силы внутри неё это в любом случае прощать, верить и надеяться, что всё-таки Зина одумается, и она продолжает стоять на этих основах.
© 2023, Насибулина Татьяна Владимировна 399