СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образование как система развития сознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исключительная роль в развитии самопознания учащихся вообще и младших школьников, в частности, принадлежит образованию.

Проблемы развития сознания человека требуют обогащения содержания образования.

Образование определяется как социальный институт, как одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества. Сегодня стало ясно, что продуктом системы образования должна быть не унифицированная личность, а личность, обладающая индивидуальностью, способная к непрерывному образованию, к гибкому изменению способов своей образовательной, профессиональной и социальной деятельности, умеющая работать с другими и над собой, причем работать не по стереотипу, а с учетом меняющихся условий, требований и т.д. (В.И.Панов, 2000)

Изменения в окружающем мире, произошедшие в последние десятилетия, требуют изменения содержания образования. Из множества факторов, которые должны учитываться в процессе развития образования, представляется достаточным привести следующие.

1. Оценка многообразия исторических путей и социальных систем различных народов в мировом сообществе.

2. Учет многообразия коммуникативных возможностей и выработка осознанного отношения к средствам массовой информации.

3. Внимание и участие в важнейших мировых культурных событиях.

4. Понимание основных принципов изменения в мире, когда рост и развитие могут играть как конструктивную, так и деструктивную роль.

5. Восприятие мира как системы, где человек становится участником глобального планирования. 6. Восприятие сотрудничества и компромисса как составных частей реального мирового процесса разрешения проблем.

Указанные особенности требований к образованию предполагают расширение путей самопознания и более раннего включения детей в осознанный выбор собственных позиций и становление их прогностической самооценки.

Содержание подобного образования должно помочь человеку сориентироваться в сложном мире. Известны два пути решения этой проблемы. Первый из них - путь к самопознанию - обучать ребенка понимать доброту, красоту, справедливость, себя, другого человека. Второй путь - овладение знаниями и обучение способам их получения.

Эти пути дают возможность обогащения сознания. Решение этой проблемы возможно при организации нового типа образования, в корне отличного от традиционного. В настоящее время эти пути идут параллельно. Самопознание происходит в первую очередь через учебный предмет. Однако, при изменении условий обучения возможно их соединение.

В этой связи существенно расширяются задачи и содержание развивающего образования, которое в настоящее время пересматривает свой предмет, создавая больше возможностей для раскрытия творческой природы личности учеников и повышения готовности учителей способствовать становлению субъектности и индивидуальности школьников, преодолевая узко когнитивную направленность обучения в традиционной школе.

Развивающее образование, по мнению В.И.Панова (270) имеет следующие отличительные стороны:

включает в себя, кроме мышления, и перцептивную, и эмоциональную, и духовно-нравственную, и даже телесную сферы;

создает больше возможностей для раскрытия творческой природы развития учащегося в ходе и посредством обучения, то есть формирует у ученика и учителя способность быть субъектом своего развития;

знания, умения и навыки из целей образовательного процесса превращаются в средство когнитивного (познавательного) или личностного развития учащегося.

30.12.2022 17:37


Рекомендуем курсы ПК и ПП