СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образование Древнерусского государства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Образование Древнерусского государства.

Цель урока: Определить предпосылки и причины образования государства у восточных славян.

Урок направлен на достижение следующих результатов:

Регулятивные: Обучающиеся учатся основам саморегуляции в познавательной деятельности в форме осознанного управления своей учебной деятельностью, направленной на достижение поставленных учителем задач.

Коммуникативные: Обучающиеся учатся учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Познавательные: Обучающиеся учатся раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Показывать на карте главные торговые пути Древней Руси. Учатся работать с историческими документами, анализировать их и делать выводы.

Тип урока: изучение нового материала

Основное содержание: Варяги, Рюрик, Аскольд, Дир, князь Олег.

Путь «из варяг в греки».

Основные даты: 862 – призвание Рюрика в Новгородскую землю, 882 – завоевание Киева новгородским князем Олегом, образование Древнерусского государства.

Средства обучения - тексты исторических документов, учебник, карта «Древнерусское государство в IX-XII вв.», презентация.

План урока.

1. Предпосылки и причины образования древнерусского государства.

2. Варяги в Восточной Европе.

3. Два центра объединения славянских земель.

4. Основание Древнерусского государства.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

Проверка подготовки обучающихся к уроку, постановка целей урока: Какие признаки свидетельствуют о том, что на территории расселения восточнославянских племен в IX веке начало складываться государство?

2. Проверка д/з

Вопросы и задания по теме.

1. Работа с картой. Показать на карте место расселения восточных славян.

2. Вопросы:

Расскажите о верованиях восточных славян. Опишите быт и хозяйство восточных славян.

3. Изучение нового материала.

Предпосылки и причины образования государства.

Образование государства – длительный процесс, и оно возникает тогда, когда общество осознает в нем необходимость. (Слайд 2)

А теперь мы обратимся к документу и перечислим предпосылки формирования древнерусского государства. (Слайд 3)

Большую роль в стремлении к объединению сыграла внешняя угроза, на северо-западе на земли восточных славян участились набеги норманнов.

Какое определение государству дается в учебнике?

Работа по карте

(Слайд 4)

Варяги в Восточной Европе.

Давайте, вспомним, кто такие норманны, и какие их основные занятия? (Слайд 6) Финноугры называли норманнов, поселившихся на землях восточных славян - «русы». Вскоре города начинают приглашать отряды русов за небольшую плату для защиты. Позже они исполняют роль судей в межплеменных спорах, вскоре князья превращались во властителей. Они обязали население за выполнение своих обязанностей платить им вместо жалования постоянную и более высокую плату – дань.

Показать на карте набеги варяг с севера.

Два центра объединения славянских земель.

В IX веке восточные славяне создали несколько княжений, во главе которых стояли приглашенные варяжские князья. Одно из них – на севере с центром в Новгороде, другое – на юге с центром в Киеве. На приглашение в 862 г. откликнулся Рюрик - варяжский князь. Он обосновался в Ладоге, затем построил Новгород. (Слайд 7) На юге появились варяжские князья Аскольд и Дир, они шли «на греки». По пути они зашли в Киев, жители его платили дань хазарам. Князья помогли им - освободили от хазарской зависимости. В Киеве стали княжить Аскольд и Дир. (Слайд 8)

Норманнская теория о призвании варягов и возникновение государства у восточных славян. (Слайд 10)

Работа с документом.

Прочитать отрывок и ответить на вопросы. (Слайд 9)

Основание Древнерусского государства.

Во второй половине IX века соперничество между северными и южными центрами усилилось. Стремясь взять под контроль южную часть пути «из варяг в греки» в 882 году князь Олег, ставший правителем Новгорода после Рюрика, захватил Киев.

882 год – год образования Древнерусского государства. (Слайд 11)

Олег объявил Киев столицей своих земель, а себя стал величать великим князем, в правлении опирался на дружину, собирал с подвластных племен дань – полюдье. Народным ополчением руководил воевода. Важнейшие дела по-прежнему решались на вече. В некоторых землях сохранилась власть местных князей, опиравшихся на собственных дружинников, старейшин, и начальников народного ополчения – тысяцких.

Фиксируются понятия в тетрадь:

Дружина, полюдье, тысяцкий, воевода.

Работа с учебником.

Прочтите отрывок параграфа и ответьте на вопросы. (Слайд 12)

4. Подведение итогов

Итак, сделаем вывод, в конце IX века на землях восточных славян сложилось государство, получившее название Русь. Это был закономерный процесс, укоренный внешними факторами – нападением варягов на северо-западе и хазар на юге.

Проверь себя, соотнеси имена и события. (Слайд 13)

5. Рефлексия

Беседа по вопросам:

Какая информация на уроке запомнилась больше всего и почему? Что особенно удалось выполнить из предложенных заданий, а что не совсем?

Отвечают на итоговые вопросы, оценивают свою работу на уроке.

6. Д/з

§5, работа с документом.

Категория: История
14.10.2015 21:51


Рекомендуем курсы ПК и ПП