© 2015, Кутепова Вероника Валерьевна 1534
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема урока: Образование Древнерусского государства.
Цель урока: Определить предпосылки и причины образования государства у восточных славян.
Урок направлен на достижение следующих результатов:
Регулятивные: Обучающиеся учатся основам саморегуляции в познавательной деятельности в форме осознанного управления своей учебной деятельностью, направленной на достижение поставленных учителем задач.
Коммуникативные: Обучающиеся учатся учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.
Познавательные: Обучающиеся учатся раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Показывать на карте главные торговые пути Древней Руси. Учатся работать с историческими документами, анализировать их и делать выводы.
Тип урока: изучение нового материала
Основное содержание: Варяги, Рюрик, Аскольд, Дир, князь Олег.
Путь «из варяг в греки».
Основные даты: 862 – призвание Рюрика в Новгородскую землю, 882 – завоевание Киева новгородским князем Олегом, образование Древнерусского государства.
Средства обучения - тексты исторических документов, учебник, карта «Древнерусское государство в IX-XII вв.», презентация.
План урока.
1. Предпосылки и причины образования древнерусского государства.
2. Варяги в Восточной Европе.
3. Два центра объединения славянских земель.
4. Основание Древнерусского государства.
Ход урока.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент |
Проверка подготовки обучающихся к уроку, постановка целей урока: Какие признаки свидетельствуют о том, что на территории расселения восточнославянских племен в IX веке начало складываться государство? |
|
2. Проверка д/з |
Вопросы и задания по теме. 1. Работа с картой. Показать на карте место расселения восточных славян. 2. Вопросы: Расскажите о верованиях восточных славян. Опишите быт и хозяйство восточных славян. |
|
3. Изучение нового материала. Предпосылки и причины образования государства. |
Образование государства – длительный процесс, и оно возникает тогда, когда общество осознает в нем необходимость. (Слайд 2) А теперь мы обратимся к документу и перечислим предпосылки формирования древнерусского государства. (Слайд 3) Большую роль в стремлении к объединению сыграла внешняя угроза, на северо-западе на земли восточных славян участились набеги норманнов. |
Какое определение государству дается в учебнике? Работа по карте (Слайд 4) |
Варяги в Восточной Европе. |
Давайте, вспомним, кто такие норманны, и какие их основные занятия? (Слайд 6) Финноугры называли норманнов, поселившихся на землях восточных славян - «русы». Вскоре города начинают приглашать отряды русов за небольшую плату для защиты. Позже они исполняют роль судей в межплеменных спорах, вскоре князья превращались во властителей. Они обязали население за выполнение своих обязанностей платить им вместо жалования постоянную и более высокую плату – дань. |
Показать на карте набеги варяг с севера. |
Два центра объединения славянских земель. |
В IX веке восточные славяне создали несколько княжений, во главе которых стояли приглашенные варяжские князья. Одно из них – на севере с центром в Новгороде, другое – на юге с центром в Киеве. На приглашение в 862 г. откликнулся Рюрик - варяжский князь. Он обосновался в Ладоге, затем построил Новгород. (Слайд 7) На юге появились варяжские князья Аскольд и Дир, они шли «на греки». По пути они зашли в Киев, жители его платили дань хазарам. Князья помогли им - освободили от хазарской зависимости. В Киеве стали княжить Аскольд и Дир. (Слайд 8) Норманнская теория о призвании варягов и возникновение государства у восточных славян. (Слайд 10) |
Работа с документом. Прочитать отрывок и ответить на вопросы. (Слайд 9) |
Основание Древнерусского государства. |
Во второй половине IX века соперничество между северными и южными центрами усилилось. Стремясь взять под контроль южную часть пути «из варяг в греки» в 882 году князь Олег, ставший правителем Новгорода после Рюрика, захватил Киев. 882 год – год образования Древнерусского государства. (Слайд 11) Олег объявил Киев столицей своих земель, а себя стал величать великим князем, в правлении опирался на дружину, собирал с подвластных племен дань – полюдье. Народным ополчением руководил воевода. Важнейшие дела по-прежнему решались на вече. В некоторых землях сохранилась власть местных князей, опиравшихся на собственных дружинников, старейшин, и начальников народного ополчения – тысяцких. |
Фиксируются понятия в тетрадь: Дружина, полюдье, тысяцкий, воевода. Работа с учебником. Прочтите отрывок параграфа и ответьте на вопросы. (Слайд 12) |
4. Подведение итогов |
Итак, сделаем вывод, в конце IX века на землях восточных славян сложилось государство, получившее название Русь. Это был закономерный процесс, укоренный внешними факторами – нападением варягов на северо-западе и хазар на юге. |
Проверь себя, соотнеси имена и события. (Слайд 13) |
5. Рефлексия |
Беседа по вопросам: Какая информация на уроке запомнилась больше всего и почему? Что особенно удалось выполнить из предложенных заданий, а что не совсем? |
Отвечают на итоговые вопросы, оценивают свою работу на уроке. |
6. Д/з |
§5, работа с документом. |
© 2015, Кутепова Вероника Валерьевна 1534