СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Предмет: История Казахстана средних веков.
Учитель: Давлеткереев Чингиз Серикович.
Класс: 7 «А».
Дата: 26.02.2015год
Тема урока: Образование Казахского ханства. Цель урока: Продолжить изучение причин и условий образования Казахского ханства. Раскрыть значение этого события для решения исторической судьбы казахского народа.
Задачи:
-образовательная: Сформировать у учащихся знания о периоде становления страны как суверенного государства, раскрыть условия его образования. Показать его значение для решения исторической судьбы казахского народа.
-развивающая: Развивать память, мышление, воображение, умение анализировать, делать выводы, высказывать свое мнение, интеллект учащихся.
-воспитательная: Воспитывать у учащихся интерес к прошлому страны, патриотизм, национальное самосознание. Показать, что первое казахское государство появилось не в результате войн, завоеваний, а на основе местных исторических, экономических и этнических предпосылок.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, интерактивный, творческий, репродуктивный.
Оборудование:
Эпиграф к уроку:
«Не зная прошлого истории,
трудно знать настоящее время,
предположить будущее.»
Абу Насыр Аль-Фараби.
Ход урока:
I.Организационный момент:
– Добрый день ребята! Прочитав название темы урока, вы наверное догадались о чем мы будем сегодня говорить? И так, мы начинаем свой урок!
II.Сообщение темы и цели урока. Сегодня мы должны вместе с вами раскрыть исторические условия появления независимого казахского государства. А для этого мы должны вспомнить тему прошлого урока-Предпосылки образования казахского ханства.
III.Опрос домашнего задания.
Предпосылки образования Казахского национального государства.
План.
1.Рассказать о казахских племенах в 14-15 веках (территория и население).
2.Война Абулхаира с ойратами.
3.Внутриполитическое междоусобицы в ханстве Абулхаира(авторитет).
4.Борьба за власть Керея, Жанибека с Абулхаиром.
5. Итог: таблица «Предпосылки образования Казахского ханства».
И так, мы с вами выяснили, какие же предпосылки были созданы в XV веке для образования Казахского ханства, и сейчас мы переходим к изучению новой темы-«Образование Казахского ханства».
IV.Изучение нового материала:
После распада империи Чингис-хана и государства Золотая Орда в Казахстане происходили важные исторические процессы.
В 14-15 веках на территории современного Казахстана существовало несколько государств: Ногайская Орда, Ак Орда, ханство Абулхаира и Могулистан.
В эти государства входили казахские племена, населявшие обширные степи и южные предгорные районы. Давайте сейчас составим кластер «Состав племен и их общие черты».). Что же объединяло эти племена? (хозяйство, культура, города, торговля, территория, язык).
В 15 веке на территории Казахстана заметную роль играли только два государства: ханство Абулхаира и Могулистан. В это время началась борьба за власть, за ханский престол. Султаны, потомки Чингис-хана- хотели единолично управлять страной. Каждый считал, что только он достоин быть верховным ханом. Это привело к междоусобным войнам. Борьба за власть подрывала хозяйство, ухудшала жизнь рядовых скотоводов и земледельцев, наносила урон торговле. Это вело к ослаблению государств. Тяжелым внутренним положением воспользовались иноземные захватчики. С территории Китая на казахские земли совершали походы джунгарские племена-ойраты. Ослабленные, разрозненные войска хана Абулхаира не могли оказать сопротивление джунгарам. Как вихрь, они налетали на казахские аулы и города. Горели юрты и дворцы, гибли старики, женщины, дети. Джунгары уводили скот, вытаптывали посевы, захватывали в плен мастеров-ремесленников. В 1457 году Абулхаир решил дать отпор джунгарам, но потерпел поражение и бежал с поля боя. Давайте составим схему « Внутреннее положение ханства Абулхаира» (беспрерывные войны, борьба за власть, усиление феодального гнета).
Многие султаны были недовольны политикой хана Абулхаира и устраивали заговоры. Многие правители казахских племен и родов, устав от постоянных войн, решили вместе с кочевьями уйти из-под власти хана Абулхаира. Их возглавили султаны Жаныбек и Керей. Кто же они такие? – опережающее сообщение. (портрет).
В 40-50 годы 15 века Жаныбек и Керей объединили и сплотили десятки казахских родов, насчитывающих сотни тысяч человек. Чтобы спасти людей от обнисчания и гибели они повели их на юг, в Могулистан к хану Есен-Буга. Огромное количество людей, собрав свое имущество и погрузив его на лошадей и верблюдов, двинулось в путь. 10 лет свыше 200 тысяч казахов двигались на юг - в Семиречье. По дороге они страдали от холода и жары, их преследовали болезни. Нередко на переселенцев нападали отряды Абулхаира, и им приходилось вступать в бой. К началу 60 годов 15 века кочевья достигли Семиречья. Посмотрите на карту-
Хан Могулистана, Есен-Буга, выделил им земли в долинах рек Чу и Талас. С их помощью он думал защитить себя от набегов Абулхаира и ойратов, также он хотел создать прочный союз с ними в целях борьбы за власть в ханстве своего брата Жунуса. (карта) Работа с историческим документом. Найти в тексте-сведения о том, как хан Могулистана Есен-Буга встретил перекочевавших к нему Керея и Жаныбека.
Поселившись на новых землях, люди признали своими правителями ханов Жаныбека и Керея. Новых жителей Семиречья стали называть «казахи», хотя это были представители разных племен. Земли, на которых стали жить казахи во главе с Жаныбеком и Кереем, средневековые историки называют – Казахское ханство. Так, в результате нелегкой борьбы и тяжелых испытаний образовалось первое государство казахов. В это время начинает складываться народность-казахи (вольный, свободолюбивый). В 1462 году умер хан Могулистана, и многие его подданные перешли к Жаныбеку и Керею. Казахское ханство стало увеличиваться и крепнуть. Создание Казахского ханства стало важнейшим событием в истории казахского народа. Оно сыграло решающую роль в объединении разрозненных казахских племен, формировании этнической территории казахов и завершении создания независимого национального государства.
Датой рождения первого Казахского государства считается 1465-1466 год. (документ Х Дулати)
V.Закрепление:
Задание № 1. Установите соответствие между историческими лицами и характеризующими их признаками. Полученный ответ занесите в таблицу.
№ |
Историческое лицо |
№ |
Характеризующие признаки |
1 |
Хан Абулхаир |
А |
Хан Могулистана, который благосклонно принял казахских султанов и выделил земли для их поселения на берегах реки Чу. У хана были планы по созданию прочного союза с казахскими султанами, в целях борьбы с притязаниями на власть в ханстве Йунуса. |
2 |
Хан Есен – Буга |
Б |
Выходец из династии Шайбанидов. Внутри своего ханства ему приходилось вести беспрерывную и жестокую борьбу за верховную власть с потомками Жошы. В борьбе с ойратами он потерпел поражение. Из его ханства в 50-70-х годах XV века около 200тысяч человек откочевали на территорию Западного Жетысу. |
3 |
Ханы Керей и Жаныбек |
В |
Откочевавшие из Дешт – и Кыпчакской степи, с одной стороны, из Узбекского улуса, с другой стороны, во владения хана Есен-Буги, казахские племена собирались под их власть. |
Ответ:
1-Б |
2-А |
3-В |
Задание № 2. Установите соответствие
1) Хан |
А |
Территория, включающая в себя населения и земли нескольких родов |
2) Улус |
Б |
Основатели Казахского ханства |
3) Казах |
В |
Государство Абулхаира |
4) Керей и Жаныбек |
Г |
Вольный человек |
5) Государство Кочевых узбеков |
Д |
Титул правителя Казахского ханства |
Ответ:
1-Д |
2-А |
3-Г |
4-Б |
5-В |
Задание № 3. Дополни рассказ.
Жестокое поражение хана Абулхаира близ___________ в ____году от ойратов стало одной из причин откочевки _______ человек из ______________ вместе с султанами __________ и ___________ в_________,где им правитель _______________ _________ выделил земли в долине рек _____ и ________. Поселившись в _____________ Жетысу, Керей и Жаныбек создали в ______году __________ханство со ставкой в __________.
Ответы: Сыганак; 1457; 200 000; Восточный-Дешт и Кыпчак; Керей, Жаныбек; Могулистан; Есен-Буга; Чу; Талас; Западный; 1465-1466; Казахское; Козыбасы.
Задание № 4.Укажите причины дружественного расположения могульского хана к Керею и Жаныбеку.
1.____________________________________________________________
2.____________________________________________________________
3.____________________________________________________________
Задание № 5.Установите соответствие. Полученный ответ занесите в таблицу.
№ |
Даты |
№ |
События |
1 |
1462 |
А |
Годы правления хана Керея |
2 |
1457 |
д |
В долине Чу и Таласа провозглашено Казахское ханство |
3 |
1465-1474 |
Б |
Близ Сыгнака хан Абулхаир потерпел поражение от ойратов |
4 |
1465-1466 |
В |
Умер хан Могулистана Есен Буга |
5 |
1469-1470 |
Е |
Время прибытия Керея и Жаныбека во владения Есен Буги |
6 |
1459-1460 |
Г |
Казахское ханство выходит на политическую арену как самостоятельное государство |
Ответ:
1-В |
2-Б |
3-А |
4-Д |
5-Г |
6-Е |
5. Коллективное изучение темы « Территория Казахского ханства и его население». Самостоятельное изучение теста с 169 – 170 и ответы на вопросы: Определите по карте первоначальное расположение Казахского ханства (Западное Жетесу, поймы рек Чу, Талас) Какие исторические события происходили в Могулистане после смерти Есен Буги? Какова судьба Узбекского улуса после смерти Абулхаира?
VI. Подводя итог урока учителю можно выделить стержневые идеи казахской национальной государственности: 1. Керей и Жаныбек стали первыми казахскими ханами, основателями казахской государственности. Именно они стали политическими наследниками Урус-хана и продолжателями традиций Ак-Орды. 2. Благодаря деятельности Керея и Жаныбека, во второй половине XV века в Дешти-Кыпчаке появляется этноним КАЗАХ, который трансформируется от УЗБЕК–КАЗАХ, к единому названию народа КАЗАХ – первому государству в Центральной Азии из ныне существующих современных народов. 3. Образ Алаша-хана и трёх сотен (жузов) является стержневой идеей государственности казахов как разнородцев, объединённых в единую общность для достижения единой цели – создание Казахского государства и напрямую связан с институтом казачества. 4. Если у каждого кочевого рода есть свой клич (уран), то единым национальным кличем (ураном) казаков (казахов) становится Алаш. 5. Откочёвка Керея и Жаныбека из под власти Абулхаир-хана, показывает как право выбора в степной традиции, стремление к независимости, проявление самостоятельности в кочевой среде противостоит ханской власти. Вклад основателей казахской государственности Керея и Жаныбека в историю казахского народа огромен и является исторической основой для построения современных мировоззренческих конструкций, связанных с казахстанской национальной идентичностью.
VII. Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия.
- легко ли было изучать новую тему?
- какое задание было самым интересным?
- что понравилось на этом уроке?
VIII. Итог урока: Выставление оценок (с комментарием).
Домашнее задание: &35 страницы 167-171.Составить 10 тестовых вопросов к данной теме.
Спасибо вам большое за урок, я получил огромное удовольствие от работы с вами. До свидания!
© 2015, Давлеткереев Чингиз Серикович 3469