СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема: Образование СССР
10 класс
Цель: выяснить причины и определить значение образования СССР. Раскрыть альтернативные варианты национального государства.
Задачи:
Обучающая: продолжить формирование умений и навыков работать в группах, с источниками, картой, выявлять причинно-следственные связи.
Коррекционно-развивающая: развить познавательные способности по оценке исторического события; продолжать развивать навыки работы с заданиями, текстом учебника.
Воспитательная: воспитывать чувства интернационализма на примере образования СССР.
Оборудование: раздаточный материал, иллюстрации, атласы, схема, учебники, тетради.
Основные термины: национальный вопрос, автономия.
План урока:
Ход урока:
2. Повторение пройденного материала Деятельность учителя(опрос учащихся):
Какую тему изучали на предыдущем уроке? О чём шла речь?
Деятельность учащихся(Вспоминают тему и содержание предыдущего урока. Дают развернутые ответы с помощью учебника).
Физминутка - Игра:
Слово связанное с историей хлопаем в ладоши.
Слово связанное с географией топаем ногами.
(НЭП, республика, революция, гражданская война, флаг, герб, гимн, реки, моря, океаны, государство, СССР)
Индивидуальные задания "Определи век":
1917год -. ? век 1918год -. ?век 1920год -. ?век 1922 год -.?век
Задание "Соедини стрелками даты и события"
февральская революция октябрь 1917г.
октябрьская революция февраль 1917г.
гражданская война 1922г.
образование СССР 1918 - 1920 гг.
3.Учитель: Мы должны понять, что образование СССР было не случайным событием, которое способствовало укреплению коммунистического режима, усилению военной мощи страны, но и найти противоречия, которые способствовали со временем распаду Советского Союза. СССР – так называлось государство, существовавшее почти 70 лет на политической карте мира. Это была мощная сверхдержава, объединявшая нации и народности, проживающие сегодня на территории новых государственных образований. Можно сказать, что все мы родом из СССР и это обстоятельство вновь и вновь заставляет нас возвращаться к страницам советской истории, по – новому вглядываясь в их особенности. В происходящие в те годы события.
Вы родились в ХХ веке, ваши родители очевидцы распада Советского Союза – огромного по территории многонационального государства, возникшего в 1922 году.
Тогда очевидцами объединения были ваши прабабушки и прадедушки. Таким образом, история СССР – это история 4 поколений, история граждан СССР – людей разных национальностей, вероисповедания, культурных традиций и обычаев.
Наша задача установить, как и на каких основах образовался СССР, увидеть те противоречия, которые позже привели к его распаду. На последующих уроках узнать, как развивалось это государство и в силу каких причин распалось.
Вспомним позицию партии большевиков по национальному вопросу. Для этого воспользуемся документом на ваших столах. Запись в тетрадь ответа на вопрос: «Что было положено в основу вопроса по национальностям России?»
Ряд факторов способствовал сближению республик в первые годы после Октября. Прочитайте тест выступления И.В. Сталина на Х Всероссийском съезде Советов 26.12 1922 года и выпишете в тетрадь предпосылки образования СССР.
Вопрос об основах объединения был сложным и дискуссионным. У вас на столах есть схема. Где отражены два плана образования СССР (Ленина и Сталина). Сопоставляя два проекта, объясните, какой из них наиболее способствовал справедливому решению национального вопроса.
Работа с картой. Показывают границы СССР, союзные республики и называют их столицы.
В соответствии с принятой в 1924 году конституцией СССР высшим органом власти являлся Всесоюзный съезд Советов, в промежутках между съездами – ЦИК, состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей.
Обратите внимание, что каждая республика имела права выхода из союза.
4. Рефлексия: Что нового узнал каждый из вас на уроке?
5. Домашнее задание: Записать в тетради причины и значение образования СССР.
СССР – образовался в 1922 году
Декларация прав народов России.
«…Недостойной политики лжи и недоверия должен быть положен конец. Отныне она должна быть заменена открытой и честной политикой, ведущей к полному взаимному доверию народов России, политикой, ведущей к полному взаимному доверию народов России.
Только в результате такого доверия может сложиться честный и прочный союз народов России.
Только в результате такого союза могут быть спаяны рабочие и крестьяне в одну революционную силу, способную устоять против всяких покушений со стороны империалистско-аннексионистской буржуазии».
Съезд Советов в июне этого года провозгласил право народов России на свободное самоопределение.
Второй съезд Советов в октябре этого года подтвердил это неотъемлемое право народов России более решительно и определенно.
Исполняя волю этих съездов, Совет Народных Комиссаров решил положить в основу своей деятельности по вопросу о национальностях России следующее:
1. Равенство и суверенность народов России.
2. Право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образование самостоятельного государства.
3. Отмена всех и всяких национальных и национально – религиозных привилегий и ограничений.
4. Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России
© 2016, Андрющенкова Людмила Викторовна 423