СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс

тема урока: Демографическое развитие общества. Саба?ты? типі/Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Цели урока: изучение и анализ основных категорий демографии, тенденций демографического развития общества

задачи

образовательная: сформировать знания по основным категориям демографии, на основе которых  рассмотреть и проанализировать демографическое развитие общества  и современные  демографические процессы   в Республике  Казахстан;

развивающая:

  • развивать  у учащихся  навыки творческого применения теоретических  знаний, использовать в жизни полученные знания,
  • самостоятельно обобщать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи,
  • формирование у учащихся навыков общения  в микрогруппах,
  • развивать  у учащихся  умений работы с документами,  анализировать цифровые данные,  проводить исследовательскую работу;

воспитательная: на примере современных демографических процессов в Республике Казахстан,  воспитывать чувство патриотизма, активную гражданскую позицию.

Жабды?тар/оборудование:  учебники – Человек и общество/М.Сабит, М.Изотов и др. А, 2008, мультимедийная установка, комплект приложений.

Технология работы на уроке

Логические части урока

Этапы урока  в соответствии с типом (изучение нового материала)

содержание

1. Вводная часть:

 

Вводно-мотивационный этап

  • цели, задачи урока,
  • форма и условия работы на уроке

2. Основная часть

 

Изучение нового материала

  • распределение заданий внутри  микрогрупп, определение своих социальных ролей в данном виде деятельности.
  • работа в группах:  поиск ответов на вопросы в текстах приложений,  анализ цифровых данных национальной переписи населения, исследование состава группы, работа за  компьютером.
  • последовательное озвучивание ответов, выполненного задания по технологии от простого к сложному  или от теории к практике.

3.Заключительная часть

 

закрепление изученного материала

 

  • повторение основных понятий темы (задания 1-2 уровней), выводы из практической части (задания 3-4 уровней).

 

Контроль знаний учащихся

  • письменная самостоятельная  работа на 2 варианта по технологии разноуровневых заданий

Рефлексивно-оценочный этап

 

  • вопросы к учащимся
  • подведение итогов работы  в группах
  • выставление оценок

 

Домашнее задание

  • параграф, конспект, схемы, творческие задания

 

Саба?ты? мазм?ны мен ж?руі

Содержание и ход урока

  1. Вводно-мотивационый этап

Вводная беседа:

  1. Как вы думаете, что обозначает термин демография?
  2. Что является объектом изучения демографии?
  3. Как вы считаете, какие  процессы исследует демография?

 

 

Форма работы: групповая работа. Деление  учащихся на 4 группы.

Условия работы: учащиеся разбиваются на 4 микрогруппы. Каждой группе выдаётся карточка с заданиями разной степени сложности. Учащиеся распределяют задания внутри  своих групп и определяют тем самым свою социальную роль в данном виде деятельности (см. таблицу).

Примечание к условиям работы: учащиеся, получившие задания повышенной сложности, должны знать материал заданий  предыдущих уровней. Этот факт учитывается преподавателем при ответах учащихся.

 

Задания в группах по технологии разноуровневых заданий

Уровни заданий

Содержание заданий

Социальная роль учащихся

1-й - ученический 

Задания на «3»

? Определить значение  терминов

 

демографы

2-й –алгоритмический

Задания на «4»     

? Дать определения понятиям, привести пример на каждый термин.

социологи

3-й - эвристический  

Задания на «5»

?Составить и объяснить таблицы, построить  диаграммы, демонстрирующие современную демографическую ситуацию в республике (по национальному, половому,  возрастному  и др. признакам). Задание необходимо выполнить на компьютере в программе Excel.

исследователи

4-й – творческий

Задания на «5»

?Провести небольшое демографическое исследование, опираясь на цифровые данные  своей группы Профессионального лицея № 1. В качестве примера: проследить городское и сельское население, половой и национальный состав и др. Составить таблицы, диаграммы, подвести итоги. Также  задание выполняется на компьютере в программе Excel.

аналитики

  1. Изучение нового материала (работа в группах)

Задания для 1 группы

?  Демографы. Демография: понятие, её развитие как науки, задачи демографической науки.

? Социологи. Категории демографии: объяснить термины (демографический взрыв, эмиграция, демографический кризис) и привести примеры.

? Исследователи.  Современные демографические процессы в Казахстане:  на основе данных национальной переписи населения РК (2009г.) построить и объяснить диаграмму, демонстрирующую современную демографическую ситуацию в республике по национальному составу.

? Аналитики.  Демографическое исследование: провести небольшое демографическое исследование, опираясь на цифровые данные своей группы Профессионального лицея № 1. Проследить национальный состав вашей группы. Составить таблицы, диаграммы, подвести итоги

 

Задания для 2 группы

? Демографы. Демография: практическая значимость  науки, процесс демографического развития

?Социологи. Категории демографии: объяснить термины (демографическое возрождение, депопуляция, демографический прогноз) и привести примеры.

? Исследователи.  Современные демографические процессы в Казахстане:  на основе данных национальной переписи населения РК (2009г.) составить и объяснить диаграмму, демонстрирующую современную демографическую ситуацию в республике  по половому  составу.

?Аналитики. Демографическое исследование: провести небольшое демографическое исследование, опираясь на цифровые данные своей группы Профессионального лицея № 1. Проследить половой состав вашей группы. Составить таблицы, диаграммы, подвести итоги.

 

Задания для 3 группы

? Демографы. Историческая демография: понятие, особенности.

?Социологи. Категории демографии: объяснить термины (демографическая политика, оралманы, демографическое старение) и привести примеры.

? Исследователи.  Современные демографические процессы в Казахстане:  на основе данных национальной переписи населения РК (2009г.) составить и объяснить диаграмму, демонстрирующую современную демографическую ситуацию в республике по вероисповеданию.

? Аналитики.  Демографическое исследование: провести небольшое демографическое исследование, опираясь на цифровые данные своей группы Профессионального лицея № 1. Проследить возрастной состав вашей группы. Составить таблицы, диаграммы, подвести итоги.

 

Задания для 4 группы

? Демографы.  Демография: связи с другими науками

?Социологи. Категории демографии: объяснить термины (демографическое эхо, демографическая ситуация, миграции) и привести примеры.

? Исследователи.  Современные демографические процессы в Казахстане:  на основе данных национальной переписи населения РК (2009г.) составить и объяснить диаграмму, демонстрирующую современную демографическую ситуацию в республике  по численности городского и сельского населения.

? Аналитики. Демографическое исследование: провести небольшое демографическое исследование, опираясь на цифровые данные своей группы Профессионального лицея № 1. Проследить численный состав городского и сельского населения вашей группы. Составить таблицы, диаграммы, подвести итоги.

 

  1. Закрепление изученного материала: повторение основных понятий темы (задания 1-2 уровней), выводы из практической части (задания 3-4 уровней).

Примеры вопросов:

  1. Что изучает наука демография?
  2. Какова практическая значимость демографии?
  3. Какая наука исследует воспроизводство населения в прошлом ?
  4. Процесс интенсивного увеличения численности населения в определённый период исторического развития народа называется......
  5. Процесс восстановления и постепенного увеличения уровня естественного прироста населения, протекающий после природных катастроф или социальных кризисов называется......
  6. Процесс уменьшения численности населения т.е. превалирование численности умерших, по сравнению с родившимися называется......
  7. Когда был принят Закон  «О миграции» в Республике Казахстан?
  1. Рефлексивно-оценочный этап

Вопросы к учащимся:

  1. Что понравилось на уроке?
  2. Что вы узнали нового на уроке?
  3. Какие задания вызвали у вас затруднения?
  4. Какие есть предложения по организации  подобного урока?

Выставление и комментарии оценок.

?й тапсырмасы /Задание на дом:

  • параграф 29-30 учебника: Человек и общество/М.Сабит, М.Изотов и др. А, 2008;  
  • конспект, схемы, термины,
  • творческие задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

23.02.2015 21:26


Рекомендуем курсы ПК и ПП