СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Человечество по-прежнему слишком далеко от построения общества, в котором царят мир и согласие, в котором нет войн. Если мы хотим привить людям новый образ мыслей, если мы желаем изменить или улучшить обычаи своей страны, инструментом воздействия должен быть ребенок.
М. Монтессори. Разум ребенка.
«Период человеческого расстройства.» Так характеризовал Ян Амос Коменский историю человеческого развития более 300 лет назад. Очень образное определение для современной России. С одной стороны – высокий уровень развития науки; с другой ежедневные катастрофы. Это на материальном уровне. А сколько катастроф духовных.
«Дети – наше будущее». Как часто мы говорим эти слова, и они теряют свою значимость. Так каким же он будет – завтрашний день? Задумываемся ли мы о том, что, обучая и воспитывая сегодняшнее поколение, мы творим свое будущее? И правильно ли ориентироваться на день сегодняшний, говоря об образовании? Чему учить? Вопрос, который задает себе каждый из нас.
Каждый ребенок – это особый мир. У одного он вмещает звездное небо, синие дали, утреннюю росу…, у другого – тайны времен, третий увлечен языками цифр и компьютера. И так до бесконечности. Но каждый из них нуждается в совершенствовании и развитии.
«Учить всех всему» - эта мысль Я. А. Коменского очень точно передает сущность образования (актуальна). «Врожденно дана человеку жажда к знанию…Это проявляется непосредственно в раннем детском возрасте и сопровождает нас всю жизнь. Ведь кто не желает всегда слушать, видеть, делать что-либо новое? Положение дел именно таково: глаза, уши, органы осязания, самый разум, беспрестанно отыскивая себе пищу, всегда устремляются во внешний мир, и для живой натуры нет ничего более невыносимого, как праздность и бездействие». Так считал Коменский, и с ним трудно не согласиться. Но почему же тогда многие дети теряют интерес к учению? На мой взгляд, дело в том, что ребенок, загнанный в строгие рамки стандартов и требований, перестает видеть конечную цель своего образования. Согласитесь, что зачастую школа представляется лишь как необходимая ступень к дальнейшему (лучше всего – высшему) образованию и обретению престижной профессии (выбор которой определяют родители).
Так как же преодолеть это? Учитель, даже с большой буквы, не исправит человечество. Но, воспитывая в ребенке личность, он даст шанс ученику состояться как человеку, способному противостоять отупляющей суете и пошлости. Важно донести до ученика, что смысл жизни – стать необходимым миру и себе. А если мы хотим служить ближним и самим себе, то по отношению к ближним нам нужно иметь нравственность, а по отношению к себе – знания.
Иметь знания для того, чтобы понимать окружающий мир и себя. Чтобы жить в согласии с природой и самим собой. Уметь адаптироваться к изменяющимся условиям. Никогда не приходить в отчаяние. Не нарушать законов природы. Стремиться к гармонии. Заботясь о развитии душевных качеств, человек сможет достойно выйти из любой ситуации.
Общение с литературой, искусством дает ответы на многие вопросы, формирует личность. Академик Д. С. Лихачев писал: «…следует придавать большое значение гуманитарным дисциплинам. И не только потому, что они больше всего способствуют развитию интеллигентности,…но и потому еще, что искусство, литература, поэзия обостряют интуицию, крайне важную для творчества – научного, технического… Это развитие способности приобретать профессию, менять профессию крайне важно для нашего времени, когда целый ряд профессий уходит, а появляются все новые, которые мы должны встретить во всей нашей подготовленности к ним».
И если мы, как опытный настройщик, сумеем услышать все струны души ребенка, то тогда мы можем быть уверены в нашем будущем.
© 2019, Старостина Ольга Геннадьевна 272