СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В методике преподавания под техникой чтения понимается сумму приемов, обеспечивающих восприятие и переработку формальной языковой информации (букв, буквосочетаний, слов, знаков пунктуации, грамматических признаков и грамматических структур предложений)
На начальном этапе (первом году) обучения предусматривается выявление и развитие тех способностей, без которых не возможно успешное овладение языком:
После устного вводного курса учащиеся я перехожу к чтению, которое начинается с его громко-речевой формы – чтения в слух.
Чтение вслух дает мне возможность усилить, упрочить произносительную базу, лежащую в основе всех видов речевой деятельности, что особенно важно на начальном этапе и не теряет актуальности для последующих этапов. Поэтому чтение вслух должно сопровождать весь процесс обучения иностранному языку, однако его удельный вес по сравнению с чтением про себя меняется от этапа к этапу.
При обучении чтению вслух на начальном этапе можно условно выделить до текстовой и текстовой периоды. Цель до текстового периода заключается в отработке первичной материи – графики, т.е. отправного момента в восприятии при чтении; если в устной речи абсолютным обозначающим является фонема, то при чтении так уюрольвыполняетграфема.
Существуютразличныеподходы к определениютого, когда и какнадоначинатьобучениечтениюнаначальномэтапе.
Традиционно в методикеобученияиностраннымязыкамговорят о формированииязыковыхнавыков и речевыхумений. Считается, чтоприобучениилюбомувидуречевойдеятельностиучительдолженформироватьнепростонавыки, ноумения, которыеопределеныконкретнойучебнойпрограммой и соответствуютреальнымпотребностямобразования и развитияличности. В основелюбогоречевогоумениялежатопределенныенавыки, т.е. тедействия, которыечеловексовершаетавтоматически, незадумываясь о том, как и чтоонделает.
Еслиговорить о чтении, то к речевымумениям в данномслучаеможноотнестивладениеразличнымитехнологиямиизвлеченияинформацииизтекста, ихадекватноеиспользование в зависимостиотпоставленнойзадачи. Однако в основевсехэтихуменийлежиттехникачтения. Еслинесформироватьее в достаточноймере, недобитьсяавтоматизацииданногонавыка, товсеэтитехнологиииливидычтениябудутпоставленыподугрозу. Посколькунавыкипервичны, а умениявторичны, очевидно, чтонаначальномэтапеобучениячтениюречьидет, в первуюочередь, о формированиитехникичтения.
В основеформированиятехникичтениялежатследующиеоперации:
• соотнесениезрительного/графическогообразаречевойединицы с ееслухоречедвигательнымобразом;
• соотнесениеслухоречедвигательныхобразовречевыхединиц с ихзначением.
Задачиучителяприформированиитехникичтениязаключаются в том, чтобы:
• какможноскорееминоватьэтупромежуточнуюстадиюпроговаривания и установитьпрямоесоответствиемеждуграфическимобразомречевойединицы и еезначением;
• последовательноувеличиватьединицувоспринимаемоготекста и довестиеекакминимумдосинтагмыуже к концупервогогодаобучения;
• сформироватьнормативноечтение с соблюдениемприемлемоготемпа, нормударения, паузации и интонирования.
Начинаяформироватьтехникучтениянаиностранномязыке, особенно в начальнойшколе, труднопредположить, чтонеобходимость в промежуточномэтапепроговариванияотпадетсамасобой и оченьбыстро. Чтениевслухобеспечиваетнетолькопоследовательноеформированиеданногонавыка, но и достаточнуюстепеньсамо- и взаимоконтроля.
Насреднемэтапеещенельзяигнорироватьчтениевслух, посколькуидетзакреплениенавыка и безпостоянногоконтроляонможеточеньбыстро «сползти». Помимоформированиятехникичтения и контроляданныхнавыков, чтениевслухнеобходимокаксредствоформирования и контролядругихязыковых и речевыхнавыков и умений. Чтениевсечащевыступаеткаксамостоятельныйвидречевойдеятельности, и чтениевслухзаменяетсячтениемпросебя.
Настаршемэтапечтениестановитсяоднимизосновныхисточниковполученияинформации, акцентсмещается в сторонуактивнойсамостоятельнойработы, ноэтонеозначает, чточтениевслухполностьюисчезает. Наданномэтапеможноиспользоватьчтениевслухдляформированияпричинно-следственныхсвязей, логики, аргументации.
Приформированиитехникичтениянаначальномэтапенеобходимоговорить о чтенииглавнымобразомкак о средствеобучения.
Существуютследующиепараметрыоценкитехникичтения:
1.темп чтения (определенноеколичествослов в минуту);
2.соблюдение нормударения (смыслового, логического; неударятьслужебныеслова и т.д.);
3.соблюдение нормпаузации;
4.использование правильныхмоделейинтонирования;
5.понимание прочитанного.
Всепараметрыодинакововажны и определяютоценку в совокупности. Любойконтрольдляребенкапредставляетдостаточныйстресс. Необходимосоздатьатмосферудоброжелательностивовремяконтроля, учитыватьиндивидуальныепсихологическиеособенностиребенка и делатьсоответствующиепоправки.
Собственночтениеначинается с чтенияболеепродолжительныхфабульныхтекстов. Помимоформированиятехникичтения, наначальномэтапеуженачинаютформироватьсяразличныетехнологиичтения, компенсаторныеумения, навыкисамостоятельнойработы. Одновременносовершенствуютсявсеязыковые и речевыенавыки, в томчисле и техникачтения. Наданномэтапеужеможноучить:
• игнорированиюнеизвестного, еслиононемешаетвыполнениюпоставленнойзадачи;
• работесословарем;
• использованиюсносок и комментариев, предлагаемых в тексте;
Необходимоподдерживатьинтересшкольников и концентрироватьихвниманиенасодержаниитекстов. Приэтоммотив к чтениювозникаетчерезинтерес к заданию, посколькусамосодержаниетекстаеще в оченьслабойстепениможетпривлечьвниманиемладшихшкольников.
© 2020, Ахмедова Хадижат Абдужалиловна 246