СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение технике чтения на английском языке в соответствии с ФГОС на начальном этапе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методике преподавания под техникой чтения понимается сумму приемов, обеспечивающих восприятие и переработку формальной языковой информации (букв, буквосочетаний, слов, знаков пунктуации, грамматических признаков и грамматических структур предложений)

На начальном этапе (первом году) обучения предусматривается выявление и развитие тех способностей, без которых не возможно успешное овладение языком:

  • фонетический слух;
  • способность к имитации;
  • догадка;
  • способность к выявлению языковых закономерностей;
  • способность к вероятностному прогнозированию;

После устного вводного курса учащиеся я перехожу к чтению, которое начинается с его громко-речевой формы – чтения в слух.

Чтение вслух дает мне возможность усилить, упрочить произносительную базу, лежащую в основе всех видов речевой деятельности, что особенно важно на начальном этапе и не теряет актуальности для последующих этапов. Поэтому чтение вслух должно сопровождать весь процесс обучения иностранному языку, однако его удельный вес по сравнению с чтением про себя меняется от этапа к этапу.

При обучении чтению вслух на начальном этапе можно условно выделить до текстовой и текстовой периоды. Цель до текстового периода заключается в отработке первичной материи – графики, т.е. отправного момента в восприятии при чтении; если в устной речи абсолютным обозначающим является фонема, то при чтении так уюрольвыполняетграфема.

Существуютразличныеподходы к определениютого, когда и какнадоначинатьобучениечтениюнаначальномэтапе.

Традиционно в методикеобученияиностраннымязыкамговорят о формированииязыковыхнавыков и речевыхумений. Считается, чтоприобучениилюбомувидуречевойдеятельностиучительдолженформироватьнепростонавыки, ноумения, которыеопределеныконкретнойучебнойпрограммой и соответствуютреальнымпотребностямобразования и развитияличности. В основелюбогоречевогоумениялежатопределенныенавыки, т.е. тедействия, которыечеловексовершаетавтоматически, незадумываясь о том, как и чтоонделает.

Еслиговорить о чтении, то к речевымумениям в данномслучаеможноотнестивладениеразличнымитехнологиямиизвлеченияинформацииизтекста, ихадекватноеиспользование в зависимостиотпоставленнойзадачи. Однако в основевсехэтихуменийлежиттехникачтения. Еслинесформироватьее в достаточноймере, недобитьсяавтоматизацииданногонавыка, товсеэтитехнологиииливидычтениябудутпоставленыподугрозу. Посколькунавыкипервичны, а умениявторичны, очевидно, чтонаначальномэтапеобучениячтениюречьидет, в первуюочередь, о формированиитехникичтения.

В основеформированиятехникичтениялежатследующиеоперации:

соотнесениезрительного/графическогообразаречевойединицы с ееслухоречедвигательнымобразом;

соотнесениеслухоречедвигательныхобразовречевыхединиц с ихзначением.

Задачиучителяприформированиитехникичтениязаключаются в том, чтобы:

какможноскорееминоватьэтупромежуточнуюстадиюпроговаривания и установитьпрямоесоответствиемеждуграфическимобразомречевойединицы и еезначением;

последовательноувеличиватьединицувоспринимаемоготекста и довестиеекакминимумдосинтагмыуже к концупервогогодаобучения;

сформироватьнормативноечтение с соблюдениемприемлемоготемпа, нормударения, паузации и интонирования.

Начинаяформироватьтехникучтениянаиностранномязыке, особенно в начальнойшколе, труднопредположить, чтонеобходимость в промежуточномэтапепроговариванияотпадетсамасобой и оченьбыстро. Чтениевслухобеспечиваетнетолькопоследовательноеформированиеданногонавыка, но и достаточнуюстепеньсамо- и взаимоконтроля.

Насреднемэтапеещенельзяигнорироватьчтениевслух, посколькуидетзакреплениенавыка и безпостоянногоконтроляонможеточеньбыстро «сползти». Помимоформированиятехникичтения и контроляданныхнавыков, чтениевслухнеобходимокаксредствоформирования и контролядругихязыковых и речевыхнавыков и умений. Чтениевсечащевыступаеткаксамостоятельныйвидречевойдеятельности, и чтениевслухзаменяетсячтениемпросебя.

Настаршемэтапечтениестановитсяоднимизосновныхисточниковполученияинформации, акцентсмещается в сторонуактивнойсамостоятельнойработы, ноэтонеозначает, чточтениевслухполностьюисчезает. Наданномэтапеможноиспользоватьчтениевслухдляформированияпричинно-следственныхсвязей, логики, аргументации.

Приформированиитехникичтениянаначальномэтапенеобходимоговорить о чтенииглавнымобразомкак о средствеобучения.

Существуютследующиепараметрыоценкитехникичтения:

1.темп чтения (определенноеколичествослов в минуту);

2.соблюдение нормударения (смыслового, логического; неударятьслужебныеслова и т.д.);

3.соблюдение нормпаузации;

4.использование правильныхмоделейинтонирования;

5.понимание прочитанного.

Всепараметрыодинакововажны и определяютоценку в совокупности. Любойконтрольдляребенкапредставляетдостаточныйстресс. Необходимосоздатьатмосферудоброжелательностивовремяконтроля, учитыватьиндивидуальныепсихологическиеособенностиребенка и делатьсоответствующиепоправки.

Собственночтениеначинается с чтенияболеепродолжительныхфабульныхтекстов. Помимоформированиятехникичтения, наначальномэтапеуженачинаютформироватьсяразличныетехнологиичтения, компенсаторныеумения, навыкисамостоятельнойработы. Одновременносовершенствуютсявсеязыковые и речевыенавыки, в томчисле и техникачтения. Наданномэтапеужеможноучить:

игнорированиюнеизвестного, еслиононемешаетвыполнениюпоставленнойзадачи;

работесословарем;

использованиюсносок и комментариев, предлагаемых в тексте;

Необходимоподдерживатьинтересшкольников и концентрироватьихвниманиенасодержаниитекстов. Приэтоммотив к чтениювозникаетчерезинтерес к заданию, посколькусамосодержаниетекстаеще в оченьслабойстепениможетпривлечьвниманиемладшихшкольников.

27.03.2020 12:40


Рекомендуем курсы ПК и ПП